ЕГЭ в вузе: бакалавры и волосатая рука коррупции

На модерации Отложенный

Ударит ли «ЕГЭ для бакалавров» по «волосатым рукам» коррупции в вузах России? Создаст ли оно «равные стартовые возможности» для выпускников бакалавриата для поступления в магистратуры центральных российских вузов, и, быть может, некоторых зарубежных?

Сразу скажем, что никакого «ЕГЭ», очевидно, не будет для студентов в его теперешнем, школьном виде. Система образования имеет свои внутренние фильтры и резервы сопротивляемости. Ведение формализованного единого тестирования как отбора достойных в магистратуру – это глупость несусветная, потому как еще не изобретены и не созданы в полной мере те диагностические средства, которые могут с большой степенью достоверности определить степень освоенности той или иной компетенции (в России уже более 160 профилей бакалавров). Это чудовищная работа – и сразу по всем направлениям ее провести  невозможно. Даже за большие деньги. Но вместе с тем, время поджимает: уже в 2014 году будут выпускаться бакалавры, обучающиеся по новым образовательным стандартам.   

Поэтому, скорее всего, будет принят компромиссный вариант, предполагающий, отчасти сохранение существующих форм итоговой государственной аттестации, «добровольность» сдачи бакалаврского экзамена (только для тех, кто поступает в магистратуру).  Да и сам экзамен будет проходить не по всему курсу бакалавриата, а по ряду укрупненных групп (профилей), объединять в себе 4-6 основных предметов подготовки. И разработчикам придется создавать не 160 с лишним комплектов тестовых материалов (несколько тысяч вариантов, несколько миллионов вопросов), а  проделать работу на порядок меньшую.    

Хотя сама идея, бесспорно хороша. Итак, зачем же нужен Государственный экзамен бакалавров (ГЭБ)?  

Для самих вузов – это возможность ранжирования, рейтингования, определения перспективных направлений своего развития, сравнения с мировой системой высшего образования. Вуз сможет достаточно четко позиционировать себя на рынке образовательных услуг в отношении разных целевых аудиторий. Не менее важен и тот факт, что в магистратуру отберут «достойных», тех кто способен и может продолжать обучение, тех, кто намерен работать дальше, а не торговать в ларьке, повесив диплом на стенку.

Для государства – результаты всеобщего  бакалаврского экзамена  покажут эффективность работы конкретных вузов (совпадают ли оценки и результатами ИГА, а насколько?), позволят ликвидировать многочисленные «гнилые местечки», пекущие дипломы. Квалифицированные кадры, инвестиции в человеческий капитал – вот что означает введение системы фильтров для неспособных.

Работодатель получает «защиту от дурака» на производстве. Сложность заданий бакалаврского экзамена навряд ли будет превосходить существующие системы оценок знаний (и сейчас 10-15%, у юристов – до 22%  студентов не получают дипломов). Неспособный, бесталанный и просто «тупой» ГЭБ не сдаст. А это означает, что «эффективные манагеры» будут недопущены попросту до ряда стратегических отраслей. Их деловая карьера будет задушена в зародыше! А если профессиональное сообщество работодателей будет допущено к формированию как тестовых заданий, так и творческих тем ГЭБ? – они заранее могут заложить в вопросы те требования и характеристики, которые нужны на конкретном производстве!

Да и сам выпускник бакалавриата имеет уникальную возможность получить магистерскую специальность в престижном вузе страны (а там, чем черт не шутит  - и за рубежом, после международного признания системы), то есть не только оценить свои знания, но и вот так, без «блата и волосатой руки» поступить в ведущие московские и питерские вузы.

 

Казалось бы, пока есть одни только плюсы ГЭБ. Теперь о минусах.

Все мы знаем, что в России есть «хорошие вузы» и есть вузы  «не очень», как по соображениям престижа (полезные знакомства и связи, своя продвинутая деловая тусовка для будущего специалиста), так и по качеству преподносимых знаний (сложившаяся авторитетная научная школа или сборище «почасовиков», не приспособившихся к реальной жизни ботанов или доживающих свой век пенсионеров).

В «хорошие» вузы стремятся попасть многие, в «не очень» - еще больше, чтобы «откосить», получить хоть какой-то диплом! В результате плодится  армия никчемных «манагеров», мелких сатрапов, ни на что не годных, кроме как ругать власть да помыкать кучкой гасторбайтеров. К рабочему ремеслу они неспособны – да и «высокий» статус не позволяет!

 Именно они, эти бесталанные люди, «серая масса» сидят в интернете, блеща своим скудоумием, именно они стоит на дорогах и «у дорог». Именно они вырождаются в чиновников-взяточников, казнокрадов, мелких и крупных извращенцев, подстерегающих у школ наших детей и у избирательных урн людей постарше! Лень и бесталанность – вот отличительные пороки и особенности этой массы. И плодит их современная система «квазивысшего» образования.  

Поэтому ГЭБ будет вызывать сопротивления. В первую очередь – «гнилых местечек»! Во вторую – уже на этапе внедрения он будет тестироваться на прочность и объективность за счет различных практик по «улучшению» результатов со стороны ряда вузов, да и органов управления на местах в некоторых регионах, дающих наибольший «наплыв» абитуриентов и потом – бакалавров. Еще бы, как не пристроить «тупого сыночка» или «распутную дочку» в московский вуз? Дабы первый мог унаследовать чин отца, а вторая – найти себе хоть какого, но завалящего кавалера? Для этого и результаты можно «поправить» и на этапе экзамена обеспечить родичу ворох консультантов.

Если ГЭБ будет проводить независимая организация (в идеале – не та, что делает ЕГЭ), не связанная с государством (но подконтрольная в деле исполнения отчетности тому же Рособрнадзору)  - это снимет часть вопросов. Если тестовая часть будет проходить не на бланках, а полностью в режиме «онлайн» с выведением результатов сразу после  сдачи - это уберет возможность «подправить» результаты для избранных! Ну и, наконец, если разрабатывать и оценивать творческую часть будут работодатели и их представители, а следить за общим порядком – случайно распределенные по стране эксперты и организаторы, не имеющие связей с региональными администрациями и прочим местным начальством.

Необходимо максимально убрать из схемы реализации ГЭБ человеческий фактор, реализуя на практике рандомизированный отбор средств  и методов проведения экзаменов, когда случайная выборка позволяет оценить то, что человек может на самом деле и то, что осталось у него в голове. 

Можно ли «отсечь»  безликую  серую массу, уже прорвавшуюся на свет Божий из аулов дикости, кишлаков бесталанности, деревень тупости  и урочищ борзости? -  Можно, по крайней мере, не пустив ее на уровень «магистратуры», оставив с дипломами бакалавров! А то и без оных.