Нефть, «Дружба» и батька
На модерации
Отложенный
В то время, как жители России и Белоруссии праздновали Новый год, православное Рождество, отдыхали и веселились на протяжении двух недель, ответственные чиновники двух соседних стран провели три непростых раунда переговоров о поставках российской нефти в Белоруссию. И как оказалось, безрезультатно.
Споры в начале года между Россией и ее соседями о поставках углеводородов стали в последнее время привычным явлением. Нынешний российско-белорусский спор необычен тем, что происходит между двумя членами Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии, основные соглашения которого уже начали вступать в силу с 1 января 2010 года.
Минск желает получать российскую нефть беспошлинно в объеме 30 млн тонн в год. При этом объем внутреннего потребления нефти в республике, по оценкам специалистов, составляет около 8 млн.тонн. Примерно 1,7 млн т добывает сама Беларусь. Исходя из этого, Москва готова поставить на льготных условиях, то есть беспошлинно, 6,3 млн т, что дает Минску выгоду в размере $1,8 млрд в год. Причем эта цифра может увеличиться с ростом мировой цены на нефть. За остальную нефть соседней республике предложено уплатить 100% таможенной пошлины - $267 с тонны.
Белорусские власти решительно не желают соглашаться на эти условия. Ранее, в 2007 - 2009 гг., российская нефть поставлялась в республику с применением понижающего коэффициента к таможенной пошлине, что привело к субсидированию белорусской экономики в размере примерно $10 млрд за три года. Переработка дешевой российской нефти на белорусских НПЗ и последующая реализация нефтепродуктов на рынках стран Евросоюза давала Минску огромную выгоду. Неудивительно поэтому, что Беларусь просит увеличить беспошлинные поставки нефти до 30 млн т, ссылаясь на существующие договоренности. Последний раунд двусторонних переговоров состоялся 9 января и, как и два предыдущих, не принес результата.
Сразу после подписания на высшем уровне важнейших соглашений Таможенного союза 27 ноября 2009 г., в Минске, президент Лукашенко заявил, что выигрыш Беларуси и Казахстана составит 16 млрд долларов. Ясно, что белорусский лидер подразумевал при этом в первую очередь выигрыш от льготных поставок российских углеводородов. Поэтому теперь белорусская сторона обвиняет российскую в нарушении принципиальных договоренностей в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, который вступил в силу с 1 января 2010 года в части единых таможенных тарифов. Более того, как заявил в интервью СМИ один высокопоставленный белорусский чиновник, в правительственных кругах республики считают бессмысленным участие Белоруссии в Таможенном союзе в случае сохранения российских экспортных пошлин на нефть.
В Минске также полагают, что вывод торговли нефтью за рамки Таможенного союза создает опасный прецедент, за которым могут последовать аналогичные меры в отношении газа и электроэнергии.
Опасения относительно того, что белорусская сторона в сложившейся ситуации может перекрыть поставки нефти из России в Европу по нефтепроводу «Дружба», к счастью, пока не оправдались. Первые десять дней 2010 г. белорусский нефтепровод «Гомельтранснефть «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти в Европу, проработал в штатном режиме. Объем транзита нефти по белорусскому нефтепроводу составляет около 70 млн тонн в год. Россия, со своей стороны, несмотря на отсутствие соглашений с Минском о беспошлинных поставках нефти, начала отгрузку нефти на белорусские НПЗ: около 100 000 т на Новополоцкий и 78 000 т на Мозырский НПЗ. В то же время, Минск заявлял о возможном прекращении транзита российской электроэнергии в Калининград на фоне отсутствия соглашения об условиях поставки нефти из РФ на 2010 год. В запасе у Минска есть и еще одна мера воздействия на Москву - угроза увеличить пошлины на транзит российской нефти в Европу до 45 долларов за тонну (сейчас 3,9 доллара).
Каков будет вариант разрешения конфликта, пока неясно. По прогнозам некоторых нефтяных экспертов, Белоруссия все-таки должна будет согласиться на российский вариант, предусматривающий беспошлинную поставку 6,3 млн т нефти в год. Ибо иначе Белоруссия рискует вообще лишиться льгот. При этом любые ответные меры Минска вряд ли компенсируют ему реальные потери.
Налицо пока политический ущерб, причем несет его главным образом Россия. Кто бы ни был главным виновником возникшего конфликта, в Европе он вновь дал повод для разговоров о рисках поставок энергоносителей из России. Под серьезным ударом оказался проект Таможенного союза, о достоинствах которого так много было сказано в последние месяцы прошлого года и мотором которого является Москва. Если, не дай бог, этот союз не состоится, то вряд ли в обозримом будущем вообще можно будет говорить о проектах экономической интеграции с ближайшими соседями: ведь нынешний трехсторонний Таможенный союз - далеко не первый на пространстве СНГ, но ни один из предыдущих так и не состоялся.
Комментарии