Медведев и система

На модерации Отложенный

В 2009 году были поставлены цели и намечена стратегия развития страны, в том числе в области цифровых технологий, коммуникаций. Следующие 2 года - это время, когда люди будут судить по результатам о прозорливости сделанных предложений. Поэтому я жду довольно важных решений, хотя я не знаю, что из этого, и в каком виде реализуется, и мне неизвестно, насколько это пойдёт в плюс или минус.

Я бы ждал достаточно отчаянных попыток сдвинуть дело с мертвой точки, потому что опыт запуска, например, государственных порталов в Интернете показывает, что не все получается. Работа отстроена таким образом, что в каждом проекте обнаруживается какая-то маленькая чёрная дыра, и из-за этого потом все плохо работает. Не получилось же запустить «Госуслуги». Казалось бы, кто мешал? Никто не мешал, просто это было невозможно, потому что в госсекторе нет компетенции такой работы с Интернетом, кроме, может быть, информагентства РИА «Новости». Чем дальше, тем больше будут противоречия между курсом модернизации и тем, что люди реально могут пощупать, попробовать.

Так что стоит быть готовым к неожиданностям. Например, я жду попыток раздать каждому школьнику по букридеру, учитывая, что в 2012 году будут выборы. Даже неважно, кто на них будет баллотироваться и т.д., но если люди не почувствуют что-то конкретное до этого времени, то модернизация задним числом будет восприниматься как ещё один предлог забрать какие-то активы.

Поэтому мне кажется, что будут поиски проектов, реализация которых может стать началом резкого прорыва. Букридер со всей школьной программой внутри - это ощутимо. Национальный цифровой музей кино - это ощутимо.

В этой связи я хотел бы обратить внимание на открытое письмо Ассоциации Интернет-издателей в Госдуму, которое связано с проблемами авторских прав и прочими бедами и горестями, которые есть в нашем законодательстве. Когда глубоко начинаешь заниматься этими вещами, выясняется, что существуют какие-то 6-7 очень конкретных, очень простых вопросов, которые тормозят развитие системы.



Ведь государственные структуры существуют, они пытаются делать какие-то проекты в меру своих сил, понимания и т.д. Но на самом деле сейчас российские законы таковы, что, честно говоря, очень многие вещи, которые нужно было бы сделать, сделать просто невозможно.

Будет востребовано создание банков знаний, многочисленных и разнообразных программ по стимулированию научных исследований. То, что делается сейчас - это, с одной стороны, искусственная модернизация, а, с другой стороны, деньги раздаются большим государственным структурам, из-за чего их ни на что никогда не хватает, потому что большие государственные структуры умеют тратить бесконечные суммы денег, они для этого созданы. Они не могут сделать рывок, это не в их интересах. Они хотят каждый год получать бесконечные суммы и каждый год их тратить.

Поэтому мне кажется, что лейтмотивом нынешнего года будет поиск людей, которые не воруют, которые способны быть администраторами всевозможных программ по раздаче денег. Выкуп прав за авторские произведения советского и постсоветского периода, курирование исследований и т.д.

Я бы не стал особо рассчитывать на государственные проекты. Ясно, что их нужно сделать, их нужно довести до конца, но триумфа не будет. Не то, чтобы система, которая существует, не способна породить новые, прорывные проекты - это полбеды. Беда в том, что если бы эта система была на это способна и порождала такие проекты, сами проекты неминуемо изменили бы её. Она не хочет этого.

Когда ты работаешь на сайт, который работает на население, ты начинаешь работать на население. А когда ты сидишь в домике, с бумажками со всех сторон, с маленьким окошком и с огромной очередью, ты собираешь деньги. Всё-таки 2010 год - это вопрос «кто кого»: система - Медведева, или Медведев - систему?