Европа восстала против асбеста
На модерации
Отложенный
Скандал вокруг асбоцементного комбината в итальянском Турине, бывшие владельцы которого оказались в тюрьме за систематическое нарушение правил охраны труда при использовании асбеста, едва не лишил работы 50 тысяч заводчан в России.
Владельцев комбината Eternit обвиняли в гибели 3 тысяч человек, заболевших раком. Как выяснилось, на комбинате отсутствовала система охраны труда, а в своей работе завод использовал амфиболовый асбест - сильнейший канцероген, запрещенный к применению еще в 1986 году.
После скандала в Турине в российский город Асбест, расположенный в Свердловской области, нагрянула международная комиссия медиков. Врачи решили выявлять случаи онкологических заболеваний, связанные с отравлением асбестом. Результаты оказались впечатляющими: мало того, что таких случаев не оказалось, так и в принципе уровень здоровья в городе, построенном на краю асбестового карьера, оказался существенно выше, чем в большинстве российских промышленных центров.
Выводы медиков, между тем, неудивительны. В России амфибол никогда не использовался ни в строительстве, ни в хозяйстве. Отечественная промышленность использует исключительно хризотиловый асбест, который не более опасен, чем бензин или соленая рыба. На основе этого материала сделан весь шифер, все асбоцементные трубы, произведенные в нашей стране. При этом выделить хризотиловое волокно из готовой продукции невозможно.
Эксперты отмечают, что история с Eternit попросту не может повториться в России. "Ясно, что руководитель крупной фирмы нарушал условия охраны труда - работники не получали необходимые средства защиты. В России законодательно такая же ситуация: если руководитель не будет выполнять нормы и требования правил, то это тоже будет уголовно преследоваться. В России с советского времени всегда был жесткий контроль над здоровьем трудящихся, особенно у профсоюзов: у них своя система контроля охраны труда через уполномоченных", - пояснил корреспонденту "Yтра" председатель международного профсоюзного альянса "Хризотил" Андрей Холзаков.
Хризотил, как подчеркнул Холзаков, намного безопаснее амфибола, который в нашей стране применялся только в оборонной промышленности. К тому же использование асбеста еще в советские времена было взято под жесткий контроль. "Работа с асбестом в капиталистической Европе была поставлена хуже, я имею в виду контроль, чем в Советском союзе. Сегодня российские профсоюзы опираются в первую очередь на советский опыт. К примеру, над нашим предприятием контроль был всегда очень жестким, в том и числе и медицинский. Семьдесят лет Свердловский институт медицины труда контролирует здоровье наших трудящихся. В Италии такого, насколько я понимаю, нет. Там даже элементарных профосмотров, видимо, не было, которые в России трудящиеся ежегодно проходят", - отметил он.
По мнению эксперта, в Европе сейчас развернулась кампания, направленная на запрет использования хризотил-асбеста. При этом туринское дело, которое выдвигается в качестве аргумента, на самом дел связано с нарушением охраны и условий труда, и к самому асбесту не имеет отношения. "Сейчас наши оппоненты, извращая судебный процесс, считают его главным фактором в запрете асбеста. Я этого не вижу, и наука, и юристы этого не видят. А декларировать все, что они хотят, мы запретить не можем. Они создают проблему в том, что теперь они начнут ездить по странам и континентам и приводить туринское дело, извращая в очередной раз факты, как главный инструмент, демонстрирующий, что весь мир и суды тоже против асбеста. Это единственное давление на наше предприятие и российскую отрасль. Мы будем испытывать это давление, если наши оппоненты в Европе добьются запрета хризотила, в том числе ссылаясь на "туринское дело", тогда, да, у нас будут проблемы. А сейчас это один из фактов информационной войны", - заключил Холзаков.
Комментарии
-------------------------
Вывод спорный. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), хризотил-асбест, который использовался в 95% строительных конструкций в США и производится в России, является опасным канцерогенным видом асбеста наряду с другими видами асбеста. По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), во всем мире на рабочих местах действию асбеста в настоящее время подвержено примерно 125 млн человек, и примерно 107 000 человек умирает ежегодно
Сейчас ВОЗ – это в большинстве случаев лоббист коммерческих интересов крупных промышленных корпораций.