Дурной вкус - не грех?
На заседании Патриаршего совета по культуре в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Только в одном случае, когда о ней заботятся, она расцветает и приносит благие плоды, в другом — загнивает, порождает уродства, приводит к моральному кризису общества, подменяется антикультурой, перерождается, как здоровая ткань организма перерождается в нежизнеспособную раковую опухоль.
Мы не сможем добиться никаких позитивных перемен, если в обществе не будет, как теперь говорят, консенсуса, а по-русски, если кто еще помнит, согласия по поводу базовых ценностей. Для нас эти ценности просты — честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар. Именно эти ценности это живое ядро, сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.
Псевдоценности ведут к деградации любого общества. Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально... Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру. Кто-то может возразить: «Ну не всем же и не все же время слушать и читать шедевры. И вообще дурной вкус — это не грех. Чего же Церковь так беспокоится?»
Да, дурной вкус — не грех, но на практике очень часто может привести к греху, к греховному состоянию. Поэтому воспитание вкуса имеет в том числе и духовное измерение.
Юрий Михайлович Лотман справедливо говорил, что «культура начинается с запретов». Речь идет не о цензуре, а о куда более важных вещах. Здесь речь идет о запретах, которые носят ценностный характер, о системе ценностных установок. Необходимые для спасения культуры запреты всегда несут в себе позитивный смысл, они всегда ориентированы на защиту ценностей.
Сегодня нам надо создавать такие условия, при которых наше общество, в первую очередь молодежь, само будет отказываться от пошлости, от засилья того, что сейчас называется попсой, гламуром. Настоящая культура должна быть привлекательнее глянца, привлекательнее попсы. Главное - у общества должен быть реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой. Сегодня такой выбор отсутствует.
Забота о культуре должна стать общественным, народным делом — если необходимо, то и с долей участия со стороны государства.
«Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником», — так выразился австрийский писатель Карл Краус. Когда культура переживает кризис, Церковь не может и не должна быть в стороне. И пускай никто нас не пугает клерикализацией. Это совсем другого порядка действия — это осознание ответственности за судьбу своего народа, за будущее своей страны. Церковь не может быть в стороне еще и потому, что основными ценностями, которыми живет наша культура, являются те ценности, которые хранит и передает из поколения в поколение Православная Церковь». «Согласны ли вы, что сейчас у общества отсутствует реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой? Как можно изменить ситуацию? Что могут в данном случае сделать Церковь и другие традиционные конфессии? Как при этом избежать появления тех же «попсы и глянца», только с религиозным или псевдорелигиозным оттенком?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Отец Максим Первозванский, Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский:
- Попса и глянец – это мощнейшее орудие растления общества.
Культура - серьезное оружие. Например, СССР, имея самую мощную армию в мире, проиграл «холодную войну» без единого выстрела, проиграл именно на культурном поле. Поэтому если государство заботится о самосохранении и самоидентичности, оно не может не заботиться о своей культуре.
В условиях «культурной войны» есть культура для внутреннего потребления и культура для своих потенциальных соперников. Это касается Голливуда, всевозможных радиостанций, транслирующих западную музыку и так далее. И существующая сегодня «попса» является просто жвачкой, орудием деградации общества.
Если человек предоставлен сам себе, просто «плывет по течению», то он опускается все ниже и ниже. Только сознательные усилия позволяют не опуститься до противоестественного состояния. А у нас сегодня происходит именно так: все ниже и ниже опускает всех то, что «едят» люди. Паразитируя на низменных человеческих страстях, псевдокультура зарабатывает деньги и не позволяет человеку оторваться от этого процесса. Поэтому задачей Церкви и государства должны быть поддержка культуры и самоидентичности.
Комментарии
В 1991 году в РПЦ было 12.000 приходов, 117 монастырей, две духовные академии, семь духовных семинарий, 12 духовных училищ, четыре школы.
В 2011 году у РПЦ 160 епархий, 30.675 приходов, 29.324 священника, 3.850 диаконов, 805 монастырей, 196 подворий и 56 скитов, 5 Духовных академий, 77 семинарий и училищ.
Факт, культура понижается, а РПЦ 60% бюджетных денег на культуру и хочет умыть руки.