Интервью Канделаки с русскими националистами

На модерации Отложенный

Решила отойти от модного тренда спрашивать у Болотной, что дальше. Для этого сузила дискуссию до вопроса образования. Как себе видят будущее российского образования лидеры внесистемной оппозиции?

Первую свою встречу я провела с националистами. Как вы понимаете, с моим цветом волос, глаз и с моей фамилией иметь разногласия с националистами можно уже по факту рождения. Николай Бердяев говорил, что «Россия – самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано, вплоть до вселенской Церкви Христовой, страна, почитающая себя единственно призванной и отвергающая всю Европу как гниль и исчадие ада, обреченное на гибель». Но мне намного ближе определение Ивана Ильина «национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии». Образ русского националиста в массовом сознании достаточно карикатурен: бритоголовый, в тяжелых ботинках, готовый дать в морду за неправильный разрез глаз, полупьяный скинхед.

И это страшно. Но незнание культуры народа, который является фундаментом России, – тоже страшно. Я решила побороть в себе страхи и встретиться с Владимиром Леонидовичем, Константином Анатольевичем и Егором Станиславовичем. Так какие же они – русские националисты? Я явно не могу ответить на этот вопрос. Но что они думают об образовании для русских и не только, я теперь знаю. Как и то, что русские националисты очень разные. Некоторые из них любят грузинскую кухню. На том и сошлись. По итогам разговоров стало понятно, что современный кризис героев коснулся даже детей русских националистов. Они с удовольствием смотрят Гарри Поттера и мультфильмы Миядзаки. И их родители с этим ничего поделать не могут, поэтому смотрят вместе с ними эти фильмы с большим удовольствием.

Два других интервью вы можете посмотреть в ЖЖ Тины Канделаки.