Мифы Путина о социальном государстве

Статья ВВП «Строительство справедливости. Социальная политика для России», по моему мнению, является очередным свидетельством того, что принцип «Российская Федерация – социальное государство» (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) является бессодержательной декларативной. В конституциях ФРГ, Франции, Италии, из которых заимствовано это понятие, оно детализировано через перечень обязанностей государства: обеспечение занятости граждан, прожиточного минимума, перераспределения доходов через государственный бюджет, содействию увеличения числа мелких и средних собственников, охраны наемного труда, заботы об образовании, культуре, семье и здравоохранении, улучшению социального обеспечения и др. Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести экономическая политика.

Неконкретность конституционного принципа «социального государства» позволяет высшей власти в России манипулировать им, исходя из своих конъюнктурных соображений, а гражданам РФ не позволяет контролировать деятельность государства в этой сфере. Статья ВВП дает этому наглядный пример. Что он рассматривает в качестве целей социального государства? Он указывает только две: поддержка слабых и обеспечение работы социальных лифтов. И это все.

Какие же задачи ставит ВВП в сфере социальной политики? Это задачи элементарного выживания России. Почему-то в самом конце его статьи оказалась демографическая проблема, проблема вымирания России, начавшегося в 1992 г. и продолжающегося до сего дня. Напомню, что даже в годы Отечественной войны население России росло. Проверяемых до 2018 г. в этой сфере результатов кандидат в Президенты РФ не дает. Он только пишет о том, что было бы хорошо преодолеть сокращение населения России к 2050 г. до 107 млн. чел. (прогноз экспертов ООН) и добиться прироста со 143 млн. до 154 млн. чел.

Откуда такая скромность? ВВП сам разъясняет – необходимость преодоления негативных тенденций, начавшихся в 1990-е гг. Это его утверждение интерпретируется просто: отказ от социализма и переход к бандитско-олигархическому капитализму привел к вымиранию России. Может ВВП стоило сказать это честно? Нет, ВВП предлагает свои рецепты социальной политики, рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, это – помощь семьям с детьми: материнский капитал и проект введения пособия семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста – в размере около 7000 руб. в месяц в регионах с особо тяжелой демографической ситуацией. В условиях обнищания, массовой безработицы (особенно в сельской местности) эти меры, безусловно, эффективны.

Далее, ВВП пишет о развитии медицины и программ сохранения человека. Перечень «достижений» в этой сфере и планах на будущее оставляет впечатление латания дыр от того, что осталось от когда-то передовой советской медицины. Видимо, понимая это, ВВП заканчивает этот раздел призывом к здоровому образу жизни и производственной гимнастике. Очень милые рекомендации.

Преодоление вымирания России – это не только повышение рождаемости, но и увеличение срока жизни, который после перехода России к бандитско-олигархическому капитализму упал до уровня стран Африки. Приятно, что ВВП четко высказал свою позицию по вопросу о том, что пенсии будут расти, пенсионный возраст не будет повышаться. Но тут же он оговорился, что нужно стимулировать тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер.

Может, все-таки работающий пенсионер должен получать пенсию?

Не хочу останавливаться на разделе о жилье и проблемах ЖКХ. Напомню только, что согласно ч. 1 ст. 11 Пакта о об экономических, социальных и культурных правах, «государство признают право
каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Ждем, когда Российское государство выполнит это свое международное обязательство, с 1966 г.

Раздел образование и культура напоминает анекдот. ВВП призывает в течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. Напомню, что в детородный возраст вступают те, кто родился во время демографической ямы 1990-х гг., можно предположить, что эта цель будет достигнута. Далее ВВП пишет о социальном равенстве в получении образования. Призыв, конечно, хороший, только зачем опускать элитные школы и гимназии до отсталых? Зачем учить одновременно детей граждан России и мигрантов, учитывая то, что дети мигрантов плохо говорят на русском языке. Чтобы затормозить развитие русских детей? Призыв совершенствовать систему ЕГЭ после того, как в ходе сдачи этого экзамена на протяжении нескольких лет дети кончали жизнь самоубийством, выглядит как-то жестоко. Предложение по превращению бакалавриата вузов в аналог профтехобразования, печалит. Призывы к объединению и сокращению вузов можно прокомментировать поговоркой: «Ломать не строить».

Порадовало признание ВВП о недостаточном внимании государства к развитию культуры. Надежда умирает последней. Может быть, все-таки дождемся исчезновения с голубых экранов Ксюши Штопаной, Тины Болотной, Свинидзе, Познера и прочих воинствующих русофобов. Может быть в публицистические и образовательные программы будут приглашать академиков, профессоров, специалистов, а не «раскрученных» журналюг?

Очень своеобразно ВВП трактует проблему социального измерения экономики. Традиционно под этим понимается политика занятости, улучшение условий труда, перераспределение доходов богатых в пользу бедных и т.д. ВВП социальное измерение экономики понимает по своему. Во-первых, более широкое привлечение к труду людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, развитие социальных лифтов путем профессиональной переподготовки рабочих, инженеров, агрономов, экономистов, дизайнеров. Хорошо бы, если бы ВВП объяснил это «офис-менеджерам» (секретаршам), которые никак понять не могут, за что им платят – за два высших и знание трех языков или все-таки за красивые ноги?

Порадовало обещание ВВП повысить оплату труда в системах образования и здравоохранения. Действительно, кто же пойдет на работу в вуз старшим преподавателем (высшее образование, кандидатская степень, два года преподавания) на зарплату в 10 тыс. руб.? Только влюбленный в науку альтруист, а таких в бандитско-олигархической России почти не осталось.

Раздел о предпринимателях вышел у ВВП особенно забавным. Приятно, что ВВП признает, что многие наши граждане все еще считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной. Надеюсь, что ВВП оценивает насколько много таких граждан. Читаешь и сам себе задаешь вопрос: А зачем нам это еще на шесть лет бандитско-олигархического капитализма с косметикой псевдосоциального государства? Может быть, нужно идти по пути конвергенции достижений социализма с элементами рынка?