"Арабская весна" – американский заговор

На модерации Отложенный

По мере того как общество все более убеждается в том, что «народная революция» не проявляется ничем, кроме мятежного буйства, анархии, беспорядков и насилия, все более утверждается в этом обществе мысль о том, что американцы все-таки приложили руку к тому, что заурядная, в общем-то, интифада переросла во всенародное гражданское неповиновение.

В первые  недели «Лотоса» на площади Тахрир горделиво заявляли: вездесущие американцы наконец-то посрамлены: движение исходит из народных глубин, и «рука Вашингтона» в нем не просматривается. Впервые в истории арабского региона…

Скорость всесокрушающему движению «локомотива истории» явно придана извне, как принято говорить в таких случаях, внерегиональными силами. По сути, разогнавшийся состав резко затормозили, и он полетел под откос. Что сейчас творится в том же Египте – революция или контрреволюция – сказать не может никто. Много говорят и пишут о том, что «весну умыкнули», «похитили», взяли в заложницы. Что между американцами и исламистами давно уже существовал некий альянс и собственный расклад сил, кому надлежит принять участие в антиправительственных манифестациях и перестроечном процессе. Достоянием гласности становятся выдержки из беседы Омара Сулеймана, шефа Службы общей разведки Египта, вице-президента, с Муаммаром Каддафи. Вот любопытное замечание: «Американцы в союзе с фундаменталистами намерены сбросить нас». Шефы разведок подобные слова всуе не произносят.

Из политической канцелярии опального ныне президента Йемена Салеха тоже раздавались упреки в сторону заокеанской державы: повинна в заговоре и смуте. Его поддержало не только окружение, но и ряд других арабских государств, даже значительно отдаленных от мест, «охваченных пожаром интифад».

Духовенство в лице салафистов сразу же заявило, что «анархистская арабская улица» - американское детище. И вообще все это  – «великая американская революция». Указали и источник распространения «нечестивых мыслей» - Американский центр стратегических исследований Дальнего Востока. Логово, где плетутся сети заговоров и набрасываются на исламский мир. «Кузница арабских революций»!

Правда, и американские, и западные мыслительные центры в самом начале интифад ловко разыграли недоумение и растерянность, чтобы скрыть отличную осведомленность в том, что творится в регионе. И выдали себя с головой, когда, предвосхищая события, ловко меняли и тактику, и стратегию, чтобы попасть в ногу с прогрессом или регрессом революций.

«Арабская весна» - сделано на Западе».  Все чаще услышишь подобную фразу даже на каирской площади Тахрир. Все больше стало появляться в печати аналитических статей на подобную тему, исследований. Недавно издана книга известного исламоведа и мусульманского философа Тарика Рамадана «Ислам и арабское пробуждение». В середине прошлого года на лекции в Оттаве он, что называется, «начал за здравие, кончил – за упокой». Расцветив в радужных тонах «арабскую весну», Рамадан, подчиняясь логике событий и упрямым фактам, «привел самого себя в родное стойло»,  как выразился бы в подобной ситуации ироничный Руми.

Стержнем всего, что мы называем встряской арабского мира, является экономика, подчеркнул философ. Алчные взгляды США и Запада на арабский регион общеизвестны. К тому же их подстегивает глобальный кризис, и они не станут отворачиваться от такой возможности вновь колониально владеть регионом, какую предоставляет «арабская весна».

Изумленной аудитории Рамадан представил цифры и доказательства «профессиональной подготовки» арабской молодежи в специализированных  учебных заведениях, щедро оплачиваемых из американской казны. «Чему их учили? Создавать сплоченное в единый кулак сопротивление властям, гражданской активности, актам мирного неповиновения, которые парализуют экономику и центры жизнеобеспечения».

В 2007 году такие учебные заведения были рассыпаны по Кавказу и Сербии.

Подготовку в  профессиональной «организации смуты» в них прошли тысячи активистов египтян и выходцев из Северной Африки. В дни смуты американцы оказывали жесткое воздействие на египетские и тунисские вооруженные силы. Тогда как многие влиятельные фирмы, в том числе могучий «Гугл», предоставляли исподтишка незримую, но существенную помощь «арабской весне». Сами участники протестных движений не скрывают, что медикаменты, горячее питание, аппаратура средств связи – все доставлялось на площадь Тахрир бесперебойно. Круглосуточно. Революция, которую кормят, обувают, лечат, обеспечивают бесперебойной связью –  только воюй, круши, ломай… Такое представить крайне сложно.

Как сложно не верить в доводы Рамадана: не заурядный ведь шейх обедневшего кочевого племени, отсталого и неграмотного – мыслитель с мировым именем! С его выводами и политическими прогнозами считаются даже в диванах  (политические канцелярии верховной власти).

Рамадану можно было бы возразить в том смысле, что движения начинались  в странах, где режимы особенно репрессивны – Тунис, Сирия. Причем в глубинке, далеко от центра, в поселениях, конфессиях. Сиди-Бузид, Аль-Касрейн, Дераа… Потом уже пламя сопротивления перекинулось на столицы. Но уже появляются факты, свидетельствующие о том, что на периферии поработали «хорошо подготовленные исламисты».

В Египте и в Йемене почва для «агентов влияния» оказалась более чем благодатной. Там смута тлела годами, надо было лишь разворошить уголья и раздуть пламя. Сепаратисты юга Йемена, горные племена хусиитов, не признающие центральную власть. Кочевники-террористы на египетском Синае, патлатые мальчишки-диссиденты на площади Тахрир с портативными ноутбуками в холщовых сумках: лишь ветер в голове да вечное желание кого-то ниспровергать. И два мощных оппозиционных потока: «Братья-мусульмане» и светское движение «Кифайя» («Довольно»!) во главе с известным диссидентом Абдель Халилем Кандилем. Рядом в громких тусовках зарождалась и «Национальная лига реформ», кроме громкого названия так ничем в делах и не отмеченная.

Действительно, поведение госдепа США и самого президента настораживают и даже вызывают вопросы. Госпожа Клинтон – все, вероятно, помнят – в дни начала интифады, когда мир ждал от американцев четкого определения позиции относительно протестных выступлений в Египте, неустанно убеждала всех в незыблемости и стабильности режима Мубарака. Администрация Обамы с первых дней правления не высказалась в критическом духе по поводу Хосни Мубарака, его тирании, своевластия, нарушений прав человека. Выжидали, чтобы, собрав все силы в кулак – прежде всего силы народные, оппозиционные -  ударить наверняка. Так и вышло. Без особого ущерба и потерь. И лицо все  сохранили.

Не убеждают, правда, доводы Рамадана, что ни тунисская, ни египетская армия не применили силу, поскольку их уговорили американцы. Хотелось бы все-таки верить в то, что обе армии остались верны Конституциям, предписывающим им абсолютную независимость от власти в подобных случаях. Впрочем, для меня этот довод не вполне убедителен…

Тарик Рамадан тонко подметил одну особенность революций. Никакое возмущение и нигде в арабском регионе никогда не проходило  без антиамериканских и антизападных лозунгов. Всегда было принято видеть корень зла в происках Запада и США и обрушивать на них  гнев и хулу. Нынешние революции, так сказать, бережно отнеслись к «старшим братьям», классикам цивилизации и демократии.

Неужели все так быстро переродились? Прикрыли глаза на то, что Египет был десятилетиями стратегическим партнером и союзником США на Ближнем Востоке, и вся его политика строилась только с ведома американцев. В том числе и внутренняя политика с ее неизменным попранием прав человека.

Отчего так хочется прислушаться к ропоту и пересудам  на каирском базаре: «Революцию купили за американские доллары»…