Кому принадлежат энергомиллиарды?

Считается, что генерирующие и распределительные энергетические компании России принадлежат государству. Но это не совсем так. Государство владеет только контрольным пакетом, что оставляет частным акционерам огромные деньги. 440,722 миллиарда рублей – сумма акций ОАО «МРСК Холдинг», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ООО «Газпром энергохолдинг», находящихся в частных руках. «Газпром энергохолдинг» полностью принадлежит большому «Газпрому», 50,002% акций которого приходится государству. Другая половина ценных бумаг разделена на АДР и акции, принадлежащие миноритарным владельцам.

Чтобы оценить стоимость энергохолдинга, нужно суммировать капитализацию трех его дочерних компаний: «ОГК-2», «Мосэнерго» и «ТГК-1». Известно, что у компании порядка 500 тысяч акционеров. Естественно, с маленькими пакетами. «Если человек приобрел более процента акций – он обязан заявлять о себе, – говорит пресс-служба «Газпрома». - Те, кто владеет меньшим пакетом, этого делать не обязаны». Владельцы АДР, со слов начальника отдела по работе с акционерами «Газпром» Ольги Бородиной, не раскрываются потому, что это законодательно запрещено в США. В компаниях «ФСК ЕЭС», «РусГидро» и «МРСК Холдинг» ценные бумаги числятся за депозитарными компаниями – номинальными держателями.

Сведения об их действительных владельцах не раскрываются.

«Никто не сможет предоставить такую информацию, – поясняет руководитель маркетинга ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания». - Существуют только номинальные держатели, кто за ними скрывается установить невозможно». Напомним, что в последние недели Росфинмониторинг неожиданно (то есть раньше видимо руки не доходили) стал искать связь топ-менеджеров энергокомпаний с оффшорными структурами, в которые, якобы, выводятся некие деньги. Напомним, что ранее премьер-министр РФ Владимир Путин тоже нашел коррупционные схемы в энергетике. В итоге, в выводе денег в оффшоры Росфинмониторинг заподозрил топ-менеджеров МОЭСК и «МРСК Урал». Частные акционеры крупнейших энергетических компаний остаются неизвестными. Как в связи с этим можно говорить о прозрачности в энергетике? - Непонятно.

Особенно, если учесть, что де-факто практически все энергокомпании регулируются государством, то есть чиновники устанавливают тарифы и влияют на их выручку и, как следствие, на стоимость их акций. Вот она, самая что ни на есть рабочая коррупционная схема, которую, возможно, ищут правительство в паре с Росфинмониторингом. На вопрос о конечных бенефициарах миноритарных пакетов «Газпром» Росфинмониторинг ответить не смог.