Кто и как сможет сделать партию рассерженных горожан?
«В России обязательно должна быть сильная правая партия, и это беда, что этой правой партии нет и что ее сегодня в том виде, в каком она существует, практически невозможно рассмотреть на политическом небосклоне», - заявил в понедельник на заседании общественного комитета сторонников президент Дмитрий Медведев. Глава государства фактически пожалел о резком развале проекта «Правое дело», назвав отсутствие правой партии в парламенте одной из причин общественного недовольства результатами выборов.
«Я смею выразить определенное сомнение по поводу того, что, если бы правая партия у нас прошла бы в Государственную думу, количество взволнованных людей, которых называют рассерженными горожанами, было бы меньше, потому что они понимали, что есть политическая сила, которая им ближе, чем кто-то другой», - рассудил Медведев.
Раньше - сразу после митингов по результатам выборов в Госдуму - о необходимости создания «партии рассерженных горожан» говорил первый замглавы администрации Владислав Сурков, позже назначенный вице-премьером по модернизации. Впрочем, президент обвинил в систематических неудачах с кремлевским проектом «Правого дела» исключительно ее лидеров: «Лидеры такие, дело начали, а потом сдулись». «Я был бы очень рад, если бы такая правая партия возникла. Но во главе такой партии должны стоять сильные духом люди, которых поддерживает часть населения, симпатизирующая правым ценностям, а не просто люди, которые в какой-то момент где-то поработали», - оценил перспективы будущей системной правой партии президент. Пока дать определенный ответ на вопрос, на какую именно базу и на какого лидера сможет опираться Кремль в формировании правого фланга на политической поляне, дать сложно: основное внимание в данный момент уделено президентской кампании. Очевидных вариантов несколько: попытка реанимировать застывшее после сентября и неоднократно оскандалившееся «Правое дело» или создавать новую партию во главе с новыми или старыми лидерами. О готовности создать свою партию заявили Михаил Прохоров и председатель «Деловой России» Борис Титов, об этом же говорил бывший вице-премьер Алексей Кудрин, сейчас активно выступающий на митингах «За честные выборы». «Кудрин не оппозиционер, а человек, которого выставили из правительства по понятным причинам», - оценил его Медведев, прохладно отозвавшись о перспективах последнего в области партстроительства. После того, как в кремлевском «правом» проекте примерили всех лидеров, от старых либералов до чиновников, удачную кандидатуру для системной партии оказалось выбрать сложно. По просьбе Slon, политики, политологи и общественные деятели рассуждают о перспективах единой правой силы в России.
Борис Надеждин, «правый» со стажем: Во-первых, не может быть партии одного лидера, если это либеральная партия. Не может быть партии Кудрина, Прохорова, Надеждина - то есть они могут быть, но они будут слабые и разобщенные, все это было много раз. Единственный удачный правый либеральный проект был в 1999 году, когда объединились Немцов, Гайдар, Хакамада, Крашенинников. Думаю, что такая партия должна быть построена прежде всего на базе регионов. Нужно искать к регионах лидеров общественного мнения, депутатов региональных парламентов, журналистов. Чем заниматься, помимо митингов? Надо заниматься выборами в региональные парламенты, мэры городов. Что касается содержательной стороны вопроса, тут нельзя придумать ничего нового, все все обсудили, все друг друга знают Если помечтать, то в этом проекте должны быть где-то в какой-то роли и Кудрин, и Немцов, и Рыжков, и Прохоров. Я могу сказать точно: невозможно построить влиятельную либеральную партию из Кремля - точно знаю, много раз пробовали. И невозможно построить партию под какого-то лидера. У нынешнего «Правого дела» будущего нет. Его невозможно реанимировать так же, как невозможно реанимировать СПС.
Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий: Ошибочно представление о том, что создать какую-то правую партию, отобрать ее лидера, можно по принципу Гоголя: взять нос одного и приставить к подбородку другого, и получить лидера и партию, которая пошла бы на следующие выборы. Сейчас, после нового закона о партийной системе, у нас появятся новые партии, либеральные в том числе.
Я не думаю, что это будет одна партия. Например, есть «ПАРНАС». Есть Кудрин, который предлагает создать свою партию. Наверное, свою партию будет создавать Прохоров, если он получит приличный результат на президентских выборах, а у него хорошие результаты в Москве и Санкт-Петербурге. Это будут разные партии. Ближе к следующим выборам произойдет какое-то объединение. Те партии, которые останутся откровенно непроходными, будут вливаться в другие. Такой процесс будет иметь естественный характер. Думаю, что Медведев хотел бы стать главой правительства, и есть такое ощущение, что он не очень хочет возглавлять партию ЕР, партия ослаблена, подвергается критике. И в такой ситуации он бы хотел, чтобы была создана правая партия, на которую он смог бы опереться в качестве премьера. Правда, если он сам ее возглавит, то возникнет проблема в том, что он должен опираться на парламентское большинство. Поэтому, может быть, Медведев хочет, чтобы правую партию возглавил кто-то из близких ему людей. Неясно, кто же может стать таким главой. С Кудриным отношения испорчены, сегодня Медведев это подтвердил. Прохоров тоже вряд ли может стать главой промедведевской партии - он уже побывал во главе партии. На него, может, и можно опереться, но вопрос в том, насколько он забыл то, что произошло в прошлом году - возможно, он не забыл, как его выгнали из партии. Он может стать ситуативным партнером Кремля, как сейчас, на президентских выборах, но не более того. Плюс у него большие амбиции и просто на роль политика, который поддерживает власть, он не согласится. Сейчас Прохоров идет в президенты с расчетом, что он может стать премьером.
Валерий Фадеев, гендиректор ИД «Эксперт», сопредседатель политического клуба «4 ноября», доверенное лицо Владимира Путина на выборах: У нас сейчас путаница в общественном мнении: почему-то принято считать подходящей кандидатурой Кудрина, который считается либералом. На мой взгляд трудно было найти менее либерального политика в правительстве, чем Кудрин. Который проводил денежную политику препятствующую развитию, концентрировал деньги в центре - другой вопрос, что эта политика поддерживалась руководством страны. Когда он позиционирует себя как тот, кто может создать правую партию, то это выглядит глуповато. Если говорить об общественных объединениях, на мой взгляд, ближе всего к платформе для правой партии структура «Деловой России». Она не является партией, но дух ее наиболее уместен и наиболее адекватен тем задачам, которые стоят перед правой партией. Борис Титов наиболее адекватный человек. Что касается Прохорова, то я стал теряться: либерал ли он, правый ли он, соцалист ли он. Надо создавать партию снизу. В изменившихся условиях будет шансы, что появятся новые лидеры. Кто-то из старых бизнесменов, может быть, примет решение заняться политикой.
Дмитрий Быков, писатель: Не знаю про правую партию и партстроительство, я литературный критик. Я в одном только согласен: Дмитрий Анатольевич сказал, что лидером такой партии может быть только сильный человек. Таким образом, он исключил себя из числа потенциальных лидеров.
Андрей Дунаев, и.о. председателя партии «Правое дело»: Получается, такая ситуация: в России существует официально зарегистрированная правая партия, многострадальная правая партия, во главе которой были люди известные как в либеральной среде, так и в бизнес-сообществе, и с ней были какие-то пертурбации. Сейчас эта партия готова быть площадкой для либерального объединения всех людей, которые считают себя правых либеральных взглядов. Она сейчас единственная, кто может продолжить свою работу не в качестве лидерской, а в качестве идеологической.
Группа людей, которые поддержат идеологические процедуры внутри партии и будут представлять разные слои общества - и интеллигенции, и вновь выеристаллизовывавшие структуры внутри уличной оппозиции. 24 февраля пройдет съезд «Правого дела», где будет изменена структура управления партии: станет невозможным наличие авторитарного монолидера внутри партии. Мы приглашаем абсолютно всех, кто хочет войти в структуру управления, кто считает, что он достоин того, чтобы войти в структуру управления. Будем рады любым новым идеям и новым людям.
Комментарии
Право на выбор – основа основ, правового государства.
Власти, прекрасно понимают, что, если не воспрепятствовать справедливым
выборам, на этом кончится их произвол, и появятся новые, доверенные,
госчиновники, зависимые от воли народа.
Их понимание, содействует появлению подобных статей, для подмены цели.