Массовку заказывали?

На модерации Отложенный

"Лента.ру" выяснила, как "скупают" людей для митингов 4 февраля В митинговую субботу 4 февраля на улицы выйдут не только искренние политические и гражданские активисты и не только сотрудники государственных и окологосударственных структур, которых сгоняют на площади методами административного произвола. Будет еще и несколько тысяч человек, которые получат за это деньги.

Причем, по информации "Ленты.ру", нанятая массовка появится в том числе и на шествии "За честные выборы". Тот факт, что едва ли не все политические силы "покупают" массовки на свои митинги, конечно, не является никаким секретом. Однако в нынешнем контексте "пробуждения гражданского общества" появление проплаченной массовки на шествии от Калужской до Болотной площади - это и особенно странно, и особенно болезненно для этого самого гражданского общества. Разоблачение этого факта было бы слишком выгодно тем, против кого выступают протестующие, чтобы не заподозрить в этом провокацию. Тем более что и премьер Владимир Путин, и генпрокурор Юрий Чайка, и другие видные чиновники и провластные политики и публицисты неоднократно заявляли (не приводя доказательств), что протесты проплачены.

Массовки - серьезный бизнес. В основном они нужны для кино, для телевидения, для раздачи рекламных листовок и тому подобного. Например, для съемок новогодних "огоньков" людей нанимают тысячами: нарядно одетые, они по часу-полтора сидят в павильоне за столиками, чокаясь бокалами, швыряясь конфетти и аплодируя артистам - а потом их сменяет следующая партия. "Политическую" массовку зачастую собирают те же кастинговые агентства, хотя есть и "бригадиры", специализирующиеся исключительно на политике.

Принципиальная схема примерно следующая. За несколько дней до акции "бригадирам" поступает заказ: сколько нужно людей, когда, на какой срок, дополнительные пожелания (например, только мужчины или только вонючие бомжи - последнее бывает нужно для "черного пиара"). У каждого "бригадира" имеется своя "база" - списки людей, которых он регулярно нанимает в массовку. Если этой базы не хватает - проводится дополнительный набор по социальным сетям, из которых главная - форум "Массовки.ру", изначально предназначенный для подбора массовок для кино, телевидения, "пехоты" для промоакций и так далее.

В назначенное время - обычно за час-два до мероприятия - массовка собирается в условленном месте. Там присутствует представитель заказчика, который пересчитывает собравшихся и передает "бригадиру" соответствующую сумму денег. Далее следует инструктаж: под какими флагами стоять/идти, что кричать и так далее; иногда тут же раздают плакаты и прочую наглядную агитацию. Затем массовка отправляется на мероприятие. По окончании - собирается опять же в условленном месте и получает расчет. Обычно это 500-1000 рублей, при дополнительных условиях может быть и больше (например, если в массовку набирали только мужчин высокого роста и крепкого телосложения, то им может достаться 1500-2000 рублей). Очевидно, что заказчику каждый человек из массовки обходится несколько дороже: "бригадир" на правах подрядчика оставляет часть денег себе.

По такой схеме организуются не только митинги. Так, по информации "Ленты.ру", подписи в поддержку выдвижения Дмитрия Мезенцева в президенты "рисовала" массовка, нанятая теми же людьми, которые ранее собирали народ на послевыборный "зимний Селигер" в Москве и на "карусель" в день думских выборов.

Среди организаторов массовки есть свои "звезды". Это, например, некто Вадим Шутченко (зарегистрирован в социальной сети "В контакте" как Вадим Шевченко). Он занимается массовками уже больше десяти лет и пользуется в этой среде немалым авторитетом. Его можно заметить, например, в сюжете НТВ о "сборе подписей" за Мезенцева (на 55-й секунде он захлопывает дверь). Активисты оппозиционного движения "Солидарность" еще в 2010 году обвиняли его в том, что он засылает на их собрания провокаторов.

Другая "звезда" - Мария Полшкова, которая, по данным "Ленты.ру", участвовала в подборе массовок для нескольких акций "Единой России", в том числе для "зимнего Селигера", а также для "каруселей" в день выборов.

От близкого к Полшковой источника известно, что ей "заказано" 500 человек на некий митинг 4 февраля, который будет "за честные выборы", но проводит его при этом "не оппозиция".

Особый интерес представляет еще один заказ, поступивший нескольким "бригадирам" на 4 февраля: набирают мужчин крепкого телосложения (в одном из объявлений на "Массовках" имеется уточнение: не ниже 170 сантиметров). Из разговоров с сотрудниками одного московского ЧОПа известно, что местом сбора назначена станция метро "Октябрьская" - это на Калужской площади, откуда стартует шествие "За честные выборы". При этом ЧОПовцев проинструктировали, что в случае претензий со стороны правоохранительных органов следует говорить, что они пришли на "митинг за Путина" - и от них тут же отстанут.

Корреспондент "Ленты.ру" обзвонил некоторых "бригадиров", подбирающих людей на 4 февраля. Тот самый человек, который набирает мужчин выше 170 сантиметров, пояснил, что они нужны для "поддержки службы безопасности" - чтобы высматривать в толпе нарушителей порядка и сообщать об этом полиции. При этом "бригадир" сообщил, что ему нужно целых 7 тысяч человек. Где будет проходить мероприятие, он не уточнил ("где-то в центре"), но судя по тому, что на нем ожидается, по его словам, "100 тысяч человек", речь вполне может идти о шествии "За честные выборы". По телефону, указанному в этом объявлении, сказали, что собирают людей "на митинг Геннадия Андреевича Зюганова на Поклонной горе" (на самом деле там должен состояться митинг в поддержку Владимира Путина). Оплата - 400 рублей.

Алексей Котиков из этого объявления сообщил, что место встречи - метро "Киевская", у шара при входе в ТЦ "Европейский" в 10 утра. Оплата - 500 рублей. Этот "бригадир", кстати, тоже назвал заказчиком КПРФ. Депутат Госдумы от Компартии Евгений Доровин заявил "Ленте.ру", что это все "глупость", поскольку партия вообще не участвует в шествии 4 февраля и не проводит никаких своих мероприятий.

Словом, на 4 февраля набирают одновременно довольно много массовок. Какая из них предназначена для шествия "За честные выборы", какая - для митинга в поддержку Путина на Поклонной горе, какая - для других мероприятий, разобраться довольно сложно. Единственный заказ, явно ориентированный на шествие в сторону Болотной - 7 тысяч высоких мужчин "для поддержки службы безопасности". Сразу несколько представителей оргкомитета мероприятия в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" категорически заявили, что не принимали подобных мер. Один из "бригадиров", нанимающих эту "поддержку", сказал, что это "государственный заказ". Кроме всего прочего, по информации "Ленты.ру", сотрудников ЧОПов из других городов селят, в частности, в подмосковном пансионате "Лесные дали". Более или менее очевидно, что организаторам шествия "скупать" массовку глупо: даже если они наберут 10 тысяч человек (что, вообще говоря, довольно сомнительно), это не тот масштаб, который был задан митингами на Болотной и Сахарова.

Поэтому версий две: либо какая-то из политических сил, участвующих в шествии, надеется таким образом сделать более массовой именно свою колонну; либо это провокация, в результате которой уже вечером 4 февраля по всем блогам и СМИ будут растиражированы доказательства слов Владимира Путина, что оппозиция "скупает" людей для своих митингов. В принципе, друг другу эти версии не противоречат: разные "бригадиры" могут работать на заказчиков, находящихся по разные стороны баррикад.

Депутат Госдумы от "Справедливой России", член оргкомитета шествия "За честные выборы" Илья Пономарев в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" так прокомментировал "скупку" массовки на это мероприятие: "Это нашистская тусовка использует свои классические методы: дескать, не только они суки, но и все остальные суки; но они - суки уже нажравшиеся, а остальные - еще голодные. То есть раз уже есть скандал с покупкой массовки на митинг на Поклонной горе - решили и другую сторону зацепить. А самим участникам нет никакого смысла поднимать себе массовость - народу и так вагон и маленькая тележка". Пономарев добавил, что оргкомитет никогда не обсуждал "эту проблему".