Почему российские пешеходы осторожно идут по пешеходному переходу

На модерации Отложенный

Когда пять лет назад на юге России Викторию Чумирину сбила машина, то она сразу же впала в шок.

Лёжа на асфальте пешеходного перехода, чувствуя, как болит ушибленная левая сторона тела, она удивлялась, что произошло. Казалось, машина появилась из ниоткуда. Её товарищ позже расскажет ей, что водитель вынырнул из-за угла и прибавил газу. Возможно, он не заметил красного цвета светофора, поскольку был занят разговором с кем-то, находящимся на заднем сиденье.

«Я никогда не забуду то, что со мной произошло, - на днях сказала преподаватель-филолог МГУ Чумирина. - Недавно меня снова чуть не сбили - они видели нас и, тем не менее, прибавляли скорость. Последнее, что я помню, как схватила своего друга и побежала».

Россия может похвастаться самыми опасными дорогами в мире. Чумирина в свои 35 лет была одним из счастливчиков, выживших с минимальными потерями, хотя в тот день ей повредили левую ногу.

Многие оказываются не такими удачливыми. Сообщения о смертях на дорогах пополняют ежедневные новости. Согласно официальной статистике, 30 тысяч человек умерло на российских дорогах в прошлом году. Это значит - 82 человека в день. И это официальная статистика, которой мало доверяют в России.

Правительство наконец-то признало эту проблему.

«Мы работаем над тем, чтобы снизить количество жертв, - сказал Виктор Кирьянов, глава ГИБДД, отметив, что уровень официальной смертности 2004 г. остался на отметке 35 тысяч человек. - Мы также сокращаем число смертей. Уже сегодня мы снизили его на 13% за первые девять месяцев [2009 г.]».

«Эта поразительная цифра показывает, что меры правительства действуют, и они спасли тысячи жизней», - заявил Кирьянов.

Назвать уровень смертности, который до сих пор исчисляется в десятках тысяч, «поразительной цифрой» - это довольно глупо, особенно в данных обстоятельствах. Кирьянов выступал на первом саммите по глобальной дорожной безопасности, собравшем свыше 70 министров под эгидой кампании «Сделаем дороги безопасными». Россия использовала всё своё влияние, чтобы принять саммит у себя, и необъяснимо победила. Кирьянов, одетый в генеральскую форму, появился перед аналитиками Всемирного банка, актрисой и активисткой Мишель Йео, бывшим генеральным секретарём НАТО и председателем кампании лордом Робертсоном - казалось, что он трактует факт проведения саммита в России как доказательство её рекорда по дорожной безопасности.

Спросите любого русского, этот рекорд - отвратительный.

Опрос, проведённый в 2007 г. российским фондом «Общественное мнение», показал, что только 8% россиян считают, что ситуация с безопасностью на дорогах в их городах - «хорошая», в то время как 46% отметили - «плохая», а 37% - «удовлетворительная». Наиболее тревожит, что 6% респондентов сказали, что водители никогда не нарушают правила дорожного движения, 64% - что они делают это время от времени, а 18% - редко.

Правительство ввело ряд мер, в попытке наказать водителей, побуждая их таким образом быть более осторожными.

С 2009 г. по новому закону на водителей налагается штраф 500 рублей (16 долларов) за непристёгнутые ремни безопасности. Строгое соблюдение закона распространяется с удивительной скоростью, хотя многие водители пристёгиваются, только когда видят гаишника, или просто накидывают ремни поперёк, не пристёгивая их.
Нередко бывает, когда водитель такси воспринимает инициативу пассажира пристегнуть ремень как оскорбление качества своей езды или безопасности машины.

Были также приняты меры по защите пешеходов, долгое время воспринимаемых водителями как низшие формы жизни в стране, где машина всё ещё является символом статуса. Кажется, что наказание соответствует этому, водителям придётся заплатить 300 рублей (9,80 долларов) за то, что они не остановились перед пешеходным переходом.

Для большинства россиян это немалые перемены. И штрафы становятся гораздо выше для более серьёзных нарушений: закон считает, что для пьяных за рулём действует политика нетерпимости, и официальные штрафы начинаются с 20 000 рублей (655 долларов) и конфискации водительских прав.

Как всегда, проблемой является коррупция. Вездесущая российская автоинспекция находится в числе госслужащих, к которым россияне испытывают наименьшее доверие (согласно опросу, проведённому в 2008 г. фондом «Общественное мнение», им доверяли только 23% респондентов, а не доверяли - 51%). Она регулярно появляется на московских дорогах, и её размеры неизменно возрастают ближе к праздникам - всем понятно, что необходимо собрать больше взяток для покупки подарков.

Кирьянов сказал, что он признаёт существование коррупции, но проблема не в автоинспекции. «Коррупция и взятки на дорогах, к сожалению, существуют, и мы боремся с этим. Но мы также говорим гражданам, что вам не нужно давать взятки - тогда бы не возникали конфликтные ситуации», - сказал он. Расскажите это кому-нибудь, кого хоть раз останавливала автоинспекция. Хорошо известно, что если у вас нет с собой наличных, то они довезут вас до ближайшего банкомата, чтобы вы могли без промедления оплатить взятку.

Кроме того, высшее руководство и их дети на машинах, украшенных мигающим голубым огоньком, позволяющим им игнорировать правила, очень часто приводят к дорожно-транспортным происшествиям, но их преступления никогда не доходят до суда. Поэтому одной из самых известных историй в России в конце 2009 г. стало дорожно-транспортное происшествие в Швейцарии, виновником которого был сын одного из самых богатых людей России.

Соревнуясь на «Ламборджини» со своими тремя друзьями по дороге из Женевы в Лозанну, он врезался в другую машину, причинив тяжкий вред её пожилому водителю. Многие россияне надеются на то, что хотя бы швейцарское правосудие свершится.

После несчастного случая Виктория Чумирина никому не предъявляла обвинения. Водитель сбившей её машины не раз оказывал влияние на неё, чтобы она не делала этого. Его профессия? Милиционер.