Мир, оставшийся без смысла

Человечество зашло в смысловой тупик, создавая вещи, польза от которых не стоит тех средств, что были затрачены на их разработку, создание и приобретение.

Вещи-фетиши

Значительная часть современной экономики может существовать лишь потому, что производит товары или услуги, которые продаются по завышенным ценам, значительно превышающим их реальную полезность. Вещи, которые люди будут покупать, не задумываясь об их целесообразности и не слишком пристально вглядываясь в цену этих вещей.

Эти «модные штучки», вещи-фетиши, стали необходимым атрибутом современного человека. Мы не представляем без них свою жизнь, хотя на самом деле вполне моги бы обойтись.

Вот, к примеру, сотовый телефон и услуги сотовой связи. Сотовая связь стала непременным атрибутом нашей жизни. Но в большинстве случаев выгоды от телефона существенно ниже его цены или затрат на связь. В этом легко убедиться, проведя исследование на примере последнего собственного платежа.

Хотя вещи-фетиши пользуются высоким спросом, их цена всегда высока. К примеру, обыкновенный сотовый телефон стоит дороже, чем урожай пшеницы с целого гектара. Престижный автомобиль стоит дороже, чем строительство 100-квартирного многоэтажного жилого дома. Престижная квартира в престижном районе Москвы стоит дороже, чем стоит недвижимость целой деревни в российской глубинки.

Диспропорции на любом рынке сегодня просто колоссальны. Индийский автоконцерн «Тата» в период кризиса презентовал новый автомобиль за 2000 долларов. Это меньше, чем стоит распылитель духов для салона автомобиля «Майбах».

Вещи-фетиши - это особо покупаемые товары, цена которых значительно превосходит их полезность. Тяга людей к обладанию вещами-фетишами представляется иногда аномальной, не объяснимой обычной логикой. Вместе с тем эта тяга создается вполне реальными средствами, как-то маркетинг, удачное инвестиционное планирование или массированная реклама. Если вещь и ее реклама попадут в струю, если потребительский спрос приобретает характер эпидемии, то производство приносит компаниям колоссальные дивиденды, вполне сопоставимые с доходами от банковских операций.

Производство вещей-фетишей - вполне реальная сила, влияющая на современные макроэкономические процессы.

«Новая экономика»

Производство вещей-фетишей, различных «модных штучек» - важнейшая часть глобальных экономических процессов.

Значительная часть производства «модных штучек»: сотовых телефонов, плазменных панелей, бытовой электроники, компьютерной техники и пр. предметов, без которых не мыслит свою жизнь современный человек, объединена в рамках так называемой «новой экономики». «Новая экономика» - это предприятия, осуществляющие разработку и производство высокотехнологичных товаров. Можно сказать, что «новая экономика» лидирует в производстве таких вещей-фетишей.

«Новая экономика» - порождение эпохи финансового капитализма. Сверхвысокая доходность в сфере финансовых операций вызвала к жизни появление ряда отраслей реальной экономики, доходность в которых не просто высока - она как бы стремится приблизиться к доходности в сфере финансов.

Эти производства - своего рода «финансовые пирамиды», только производящие и продающие вполне реальный, материальный продукт. Предприятия «новой экономики» почти всегда имеют прямое отношение и к глобальным финансовым пирамидам, построенным на торговле их акциями. Огромный финансовый «пузырь» акций хай-тек компаний объемом в триллионы долларов начал сдуваться лишь в 1990-е годы, уступая место еще большему пузырю ипотечного рынка.

Предприятия «новой экономики» - ключевое звено в международном разделении труда.

Их центр - в промышленно развитых странах (ПРС). Их сверхвысокая доходность обеспечивает получение ПРС непропорционально высоких доходов в товарообмене с развивающимися странами. На примере вышеупомянутого телефона можно сказать: мы вам одну «трубку» - вы нам урожай зерна с гектара пашни. «Новая экономика» стала частью международного механизма эксплуатации ресурсов беднейшей части мира.

У «новой экономики», производящей «модные штучки» есть одна важная отличительная черта. Доходность выпуска продукции в этих сферах обеспечивается исключительно массированной рекламной компанией. Как только у компании появляется возможность производить какой-то товар, реклама за очень короткое время создает спрос буквально «с нуля».

Вещь в себе

В реальности, почти всегда «модные штучки» - нечто малоценное или что-то такое, за что мы сильно переплачиваем. То желание, которое охватило нас в момент, предшествующий покупке было навязано нам извне и не обязательно имеет общее с нашими реальными потребностями.

Трудно оценить реальную пользу, которую человек получает от затрат на сотовый телефон и оплату услуг сотового оператора. Никто и не пытается оценить эту пользу, вычислить ее в конкретных цифрах прибыли и убытка. У самой идеи таких исследований могут быть весьма влиятельные враги в лице крупнейших транснациональных компаний. Несомненно, что затраты на вещи-фетиши чаще всего превышают их пользу.

Любой быстро растущий сектор неминуемо вытягивает на себя все ресурсы экономики, до которых он может дотянуться. И это означает, что остальные отрасли лишаются возможности получать дешевые ресурсы. Это нормально для периода для периода любых технологических революций. Но особенность нынешнего этапа развития мира в том, что прогресс в первую очередь достигается в сфере хай-тек, где создаются технические средства, оказывающие воздействие на мысли, поступки, чувства людей. Прогресс окупается высоким спросом на «модные штучки», спросом, которые навязываются посредством этих технических средств.

«Новая экономика» - это самоедовская экономика, затраты на содержание которой существенно превышают пользу от ее существования. Представьте, что сегодня Вы купили хороший и современный телевизор. Теперь каждый день на сотне каналов вы сможете видеть рекламу новых телевизоров и гордиться тем, что такой у вас уже есть. Но через год-два появится еще больший, еще более плоский или принципиально новый (например, гибкий или жидкий) телевизор, и посредством телевизионной рекламы, посредством вашей сегодняшней покупки вас убедят купить и его - задолго до физического износа предыдущей модели.

Впервые колоссальные инвестиции вкладываются в сектора экономики, которые не смогли существенно увеличить прогресс в других сегментах, не дали своим покупателям возможности улучшить потребительские свойства или количественные параметры своих товаров. Так, мобильные сети третьего поколения, на покупку только лицензий, по которым компании уже потратили десятки миллиардов долларов, долго не были развернуты просто потому, что не были нужны потребителям. Или другой пример. Оптоволоконные сети в США загружены на 5% и нет никаких оснований полагать, что эта загрузка может серьезно вырасти.

Скорее всего, двадцать лет назад человечество зашло в «технологический тупик». Вместо решения глобальных задач, таких как переход на новые виды энергии, создание новых поколений лекарств, решение проблем экологии, освоение океана и космоса мы увлеклись миниатюризацией телефонов и максимализацией плазменных панелей. Мир получил экономику, которая производит меньше, чем потребляет.