"Теперь уже всем очевидно, что вертикаль власти рушится"
Вчера полдня раздавал интервью различным местным и федеральным СМИ насчет инициативы главы Миасса г-на Войнова о возвращении «одноглавой» системы управления городом и соответствующих поправках в Устав. Интерес к этой теме такой, что мне показалось, будто муниципальных выборов у нас никогда не было и теперь журналисты с удивлением рассматривают эту диковинку: как такое возможно?
Между тем, выборы глав городов и районов никто не отменял, они избираются по всей стране в тысячах муниципальных округов (это лишь проблема устава конкретного города). Да и на Южном Урале тема «сити-менеджеров» актуальна, по сути, для двух городов – Миасса и Челябинска. Возникла она, как у нас водится, вовсе не из потребности в четком разделении полномочий между политиками и хозяйственниками (как на Западе), а из соображений меркантильно-политических, в основе которых – право распоряжения городским бюджетом, имуществом, землей и прочими ресурсами. Когда Кремль ввел назначаемость (и «снимаемость») губернаторов, было решено укрепить такую односторонне заточенную вертикаль правом последних, по сути, утверждать (посредством местных отделений «Единой России») своих представителей в городах.
Однако система, вообще говоря, не прижилась (и судьба Миасса – тому свидетельство) из-за реальной немощи и декоративности самой «вертикали власти»: обилие полномочий «ситиков» успешно компенсировалось невозможностью их реализовать в условиях блокировки местными элитами и зачастую губернаторских «назначенцев» просто «съедали». Тем более, что качество самих «назначенцев» оставляло желать лучшего: часто им оказывался человек, которому при нормальной, конкурентной политической системе вряд ли доверили бы управление общественной баней. Две "головы" в городах занимаются в основном лишь подковерным выяснением отношений, перекладыванием друг на друга ответственности за нерешаемые проблемы и перетягиванием на себя мнимых успехов.
Теперь уже всем очевидно, что «вертикаль» рушится, а партийная монополия ЕР в городских парламентах доживает последние дни.
То есть самого механизма беспроблемного утверждения «нужного» сити-менеджера в следующих составах городских собраний просто не будет. Значит, сохранив этот институт, региональные власти сами отдадут рычаги управления городами в руки своих оппонентов, которым вполне по силам получить на волне кризиса «контрольный пакет» в городских думах.
Поэтому «новый политический тренд» - вовсе не подарок горожанам со стороны вспомнившей о демократии федеральной власти. Это вынужденный шаг по сохранению хоть какого-то влияния на ситуацию в «раздраженных городских сообществах»: выборы проводить власти иных регионов еще не разучились.
Однако следующая политическая проблема, которая встанет в муниципалитетах в полный рост – это выборы местных Дум и Собраний по партийным спискам. Одновременно с возвращением выборов глав и реальной многопартийности делать этого сейчас категорически нельзя – иначе муниципалитеты превратятся в настоящую арену схваток местных кланов, слегка закамуфлированных в партийные цвета, за городские ресурсы. Про городское хозяйство и каждодневные нужды горожан при таком «торжестве демократии» однозначно никто уже не вспомнит. Не хотелось бы под новым, демократическим соусом получить в местной власти примерно тех же проходимцев и демагогов.
Поэтому тщательная работа над корректировкой городских уставов в ближайшее время действительно станет главной политической задачей региональной власти и небутафорской общественности.
P/S. Главы администрации назначаются в регионе также в Озерске, Снежинске и Трехгорном, но там действует закон о ЗАТО, который, однако, также нуждается в корректировке и более внимательном применении: «фильтр от проходимцев» в «ядерных» городах работает сейчас также довольно слабо – не хотелось бы увидеть скорых доказательств своим опасениям именно в этом контексте.
Комментарии
В любом случае в избирательном кодексе нет сути вопроса, краткого содержания и чем он отличается от существующего. Изучать огромный текст согласны единицы. Объективно избирательная система сегодня представляет собой институт мошенничества, когда избираемые люди некомпетентные люди, так как не обученные науке жизни. За свои действия, за свои решения они ни перед кем не отвечают, поэтому им знания не нужны. Тем не менее, оплата труда хорошая, хотя чаще всего во вред народу. В исполнительной власти работать профессионалы и избираться по конкурсу, а избираемые народом люди могут работать только контролёрами власти. Всякие «улучшения» избирательной системы подобны разборкам в криминальных группировках.
А это уже реалии современности, порядочного человека найти сложно, а в политике, даже регионального уровня, практически невозможно.