Евгения Чирикова: путинская вертикаль разрушает Россию

Судя по откликам, мои мысли по поводу Сети и Вертикали, оказались своевременными. Здесь я хочу еще раз акцентироваться на главном выводе: демонтаж Вертикали и замена ее на Сеть является необходимым условием выживания России в качестве единой страны в долгосрочной перспективе.

На первый взгляд, вывод парадоксальный: сторонники Вертикали не уставая твердят, что как раз сложив регионы «в кучу» (выражение одного из них) и де-факто лишив их жителей возможности участвовать в жизни своих городов и сел — они обеспечивают единство страны. На самом деле, они это единство необратимо подрывают. Дальше я попытаюсь объяснить, как это происходит — используя, как обычно, в качестве примера конфликт вокруг Химлеса (как типичный пример захвата общественных ресурсов коррумпированными чиновниками в интересах аффилированного бизнеса):

1) Сегодня в России сложилось гражданское общество, и это факт. После апатии
90-х маятник качнулся вперед. Люди больше не желают мириться с своим отстранением от участия в управлении страной. Тем более, что успехи тех, кто претендует это делать вместо них — мягко говоря, не блестящи.

2) Высокий уровень коррупции (и невозможность справиться с ней без активного участия гражданского общества) делают неизбежными конфликты между гражданским обществом и властью, причем в большинстве из них — правда на стороне гражданского общества.

3) Включенные в вертикаль власти местные чиновники не имеют никакой ответственности перед местными жителями и, следовательно, мотивации искать с ними компромисса. Мэр тех же Химок намного более мотивирован проявлять лояльность Громову, Путину, Ротенбергу и прочим олигархам — чем гражданам своего города. В случаях острых конфликтов с гражданским обществом — местные власти вполне успешно «переводят стрелки» наверх — и нельзя сказать, что у них нет для этого оснований.

4) В этих условиях гнев гражданского общества неизбежно обращается на федеральный центр. Нашему движению понадобилось меньше 2 лет, чтобы от требования отставки Стрельченко прийти к требованию отставки Путина.

5) Оказавшись «под огнем», федеральный центр не способен выступать в роли независимого арбитра — поскольку в Вертикали местные власти являются его филиалами, проводят его политику и прямо подчиняются его приказам. Что еще важнее, бессмысленная (с точки зрения общественного блага) концентрация финансовых потоков на федеральном уровне приводит к тому, что влиятельные федеральные чиновники оказываются вовлечены в региональные коррупционные схемы. Химкинский лес — прекрасный пример: в августе 2011 Медведев оказался втянутым в этот конфликт в полном соответствии с описанной выше логикой.

И при этом — оказался бессилен его разрешить — хотя публично признал, что основной его причиной является приоритет частных интересов над общественными.

Иного трудно было ожидать в условиях, когда один из владельцев концессионера по проекту — оффшор Olpon друга Путина Ротенберга, а о влиятельности владельцев другого оффшора — Peak Shores Investments — можно только догадываться, поскольку их имена скрыты законами Британских Виргинских островов.

Таким образом, в Химкинском лесу федеральная власть оказалась без надобности вовлечена в локальный конфликт , имеющий очевидное решение на местном уровне (в Генплане Химок 1999 года трасса ОБХОДИТ лес). Мало того — вступив в конфликт, она продемонстрировала всей стране свою несостоятельность и неспособность отстаивать интересы граждан перед олигархами. Как уже говорилось, Химкинский лес — совершенно стандартная ситуация, когда чиновники пытаются противозаконно передать общественные ресурсы аффилированному частному бизнесу (в случае с лесом — земли рядом с Москвой передаются по цене 1 руб./кв.м.). Таких конфликтов — уже тысячи, а будут — сотни тысяч.

Таким образом, Вертикаль в силу своей природы стимулирует эскалацию конфликтов между гражданским обществом и властью, причем весь гнев гражданского общества оказывается в итоге направленным на федеральный центр. К счастью, сегодня этот гнев сосредоточен на персоне Путина. Нет сомнений, что это приведет к отстранению Путина — если не этой весной, то на несколько лет позже. Поскольку Путин зарекомендовал себя как яростный адепт вертикали, его уход является необходимым условием сохранения страны.

Но дальше — если Вертикаль переживет Путина — ситуация останется прежней. Описанный механизм эскалации конфликтов объективен и будет продолжать работать. И народный гнев обратится уже, к сожалению, не на конкретную фигуру, а на саму идею федерации.

Переход к сетевой модели управления страной — позволит локализовывать и разрешать большинство конфликтов на уровне регионов. Реальная зависимость всех ветвей региональной власти от своих избирателей — мощный стимул для достижения компромисса.

Более того, избавление центра от излишней вовлеченности в хозяйственную жизнь регионов — позволит ему действительно выступать в роли справедливого и независимого арбитра, если коррупционные конфликты не удается урегулировать на местном уровне. Зарвавшиеся региональные власти окажутся между двух огней — своего гражданского общества и антикоррупционных структур федерального центра.

И вот в этом случае — центр и гражданское общество будут чаще оказываться союзниками, чем врагами, а граждане — будут ощущать действенность и полезность работающих федеральных структур. Кстати, реально работающему федеральному центру есть в этой ситуации прямой резон поддерживать гражданские инициативы самостоятельно, и не надеяться на Госдеп;)

Рестораны у метро Чистые пруды