Сирия: новый этап информационной войны
На модерации
Отложенный
21 января агентство AFP открыло новую главу в информационной войне против Башара Асада. Точнее, эта глава отличалась новизной лишь в отношении Сирии, описанные ниже приёмы были одной из «визитных карточек» ливийской войны. AFP сообщило о том, что вооруженные отряды сирийских повстанцев, состоящие из дезертиров, радикалов и сочувствующих, полностью захватили город Дума с населением в 120 000 человек.
Город этот, как известно, расположен на расстоянии 15 километров от Дамаска, и фактически является пригородом сирийской столицы. Как заявляет AFP, захвату Дума предшествовал ожесточенный бой между мятежниками и подразделениями сирийской армии, которые были наголову разбиты, и боевики взяли весь город под свой контроль. Одновременно с этим, «произошли вооруженные столкновения в Дейр-Эззоре и Хомсе». В расположенном на северо-западе страны городе Идлиб, который имеет аналогичный статус пригорода другого крупного пункта Алеппо, перестрелки, будто бы, идут уже несколько дней. CNN уточнило, что за 21 января погибло, по крайней мере, 54 человека.
Впрочем, достаточно быстро выяснилось, что информация о сенсационных успехах сирийских мятежников, которые до сих пор не поднимались над уровнем обычного терроризма, происходит из организации Syrian Observatory for Human Rights. Данная структура фактически является пресс-службой сирийских боевиков, и после ряда откровенных фальсификаций и подтасовок никак не может считаться объективным источником информации. Тем более, что вскоре появилось уточнение — «захватчики» города Дума покинули его сразу же после своего блестящего успеха. Это, по словам представителей мятежников, диктовалось заботой о мирном населении — оно, мол, неминуемо пострадало бы при ответной атаке правительственных войск. Непонятно одно — какой тогда был смысл в «захвате» города Дума на час-другой? И почему атака правительственных войск должна обязательно нанести мирному населению больший ущерб, нежели набег боевиков, который, как сообщает CNN, стоил жизни нескольким десяткам человек?
Подразумеваемый в западных СМИ по умолчанию статус мятежников как гуманных и цивилизованных борцов за свободу и демократию в последнее время уже подпорчен. Французская газета «Le Figaro» подтвердила, что гибель 11 января в Хомсе французского журналиста Жиля Жакье стала результатом «ошибки», совершенной так называемой «Сирийской освободительной армией». Напомним, сотрудник телеканала «France 2» Жиль Жакье был убит в городе Хомс в результате обстрела боевиков. Вместе с ним погибло ещё 8 сирийских граждан.
Если расценивать нападение на Дума как элемент противостояния тирании — то выглядит он достаточно странно, если не сказать — глупо. Если же целью атаки были грабежи и мародёрство — он вполне оправдан. Тем более, что вот-вот должен состояться новый поворот международной политики по отношению к Сирии, который обязательно произойдёт после публикации доклада наблюдателей ЛАГ. Новый всплеск насилия в Сирии будет на руку сторонникам иностранной интервенции в Сирию.
Очевидным образом это вытекает из слов самих сирийских оппозиционеров. Доклад ЛАГ предварительно обсуждался в Каире 22 января в достаточно сложной обстановке, вызванной отсутствием консенсуса в самой Лиге. Эмир Катара прямо призывает к вводу иностранного военного контингента в Сирию, прочие члены настаивают на решении конфликта дипломатическими методами. На международном уровне, с эмиром Катара солидарны США, «призвавшие» ЛАГ не направлять новых наблюдателей, а сосредоточиться на подробном описании «зверств режима». Как заявила государственный секретарь Хииллари Клинтон — сделать всё, чтобы «сирийские власти не смогли избежать ответственности за происходящее в стране». «Умеренную» партию в ЛАГ поддерживают Россия и Китай, которые приветствуют усилия Лиги в поисках мирного решения.
Один из лидеров сирийской оппозиции, постоянно проживающий во Франции социолог Бурхан Гальюн, ещё во время работы миссии ЛАГ заявлял о том, что недостаточно жёсткий по отношению к президенту Сирии Асаду доклад не будет признан оппозицией и её западными друзьями легитимным и объективным.
В итоге, ЛАГ приняло решение пролонгировать миссию ещё на один месяц. Количество наблюдателей будет увеличено, и они пройдут дополнительную подготовку по линии ООН.
Если миссия продлится ещё месяц, то её итоги будут подведены уже в марте. А ведь именно в первую неделю марта президент Асад пообещал провести всенародный референдум по проекту новой конституции, а в мае-июне — парламентские выборы. Так что мирное урегулирование плавно перейдёт в наблюдение за выборами, после которых упрекнуть Башара Асада в недемократичности будет намного труднее. И, судя по тому, что лояльность населения Сирии к своему правительству намного выше, нежели в других государствах региона, вполне может быть так, что грядущие выборы всего лишь подтвердят существующее статус-кво.
Наблюдая за подготовкой выборов, нельзя отделаться от ощущения, что оппозиция меньше всего заинтересована в мирном ходе реформ. При этом власти Сирии при посредничестве Ирана предложили оппозиционерам ряд ключевых постов в новом правительстве. Правда, сирийское подразделения радикальной организации «Братья-мусульмане», уже взявшей контроль в Египте и набирающее вес в других странах, предложение отвергло. Представитель «Братьев» Мухаммад Фарук Тайфур подчеркнул, что требование об отставке Башара Асада не подлежит обсуждению, и предложенная возможность поучаствовать в мирном строительстве их не интересует. Тайфур уверен, что насилие в Сирии — это исключительная проблема правительства, которое «своими действиями толкает людей на все более решительное сопротивление властям». Более того, по его мнению, руководство Сирии сознательно разжигает вражду между представителями различных конфессий.
В реальности, увы, все происходит с точностью до наоборот — в сирийских городах вовсю действуют «проповедники», не призывающие к лояльности Асаду, а, напротив, агитирующие за скорейшее уничтожение всех представителей алавитского меньшинства и частичное поражение в правах всех немусульман. Теория о том, что боевики оппозиции мстят «карателям» — это тоже миф. Вот последний пример: 22 января в результате нападения террористов был убит генерал Управления радиоэлектронной борьбы Хасан Абдалла и несколько офицеров того же ведомства. Интересно, какие мотивы движут боевиками в тех случаях, когда от их рук гибнут военные, никак не задействованные в подавлении беспорядков, но способные оказать сопротивление иностранным интервентам?
«Международное сообщество должно взять на себя ответственность по защите мирного населения и установить коридоры безопасности», — считает Тайфур. Речь в данном случае идёт о лоббируемом Турцией и Францией варианте создания «зон безопасности» и «транспортных коридоров» для свободного перемещения и безопасного отдыха «борцов с режимом». Наличие тренировочных лагерей сирийской «оппозиции» на территории Турции уже признают турецкие политики — например, представитель Народно-республиканской партии Турции Рефик Эриелмаз.
С «Братьями» солидарен и господин Гальюн. На пресс-конференции в Стамбуле, он заявил, что единственным обсуждаемым пунктом повестки дня «может быть только требование немедленного ухода Асада со своего поста». Гальюн призвал «к продолжению мирной революции в Сирии и расширению народной базы восстания».
Между тем, «мирная революция» уже привела к гибели 5500 человек. И, как видно, ее теневые руководители не заинтересованы в компромиссных вариантах. Если предварительное решение ЛАГ останется в силе, и в Сирии продолжит работу международная миссия, что спровоцирует новый всплеск насилия. Учитывая тот факт, что предварительные результаты миссии не оправдали надежд радикалов и их зарубежных спонсоров, нельзя исключать того, что во время работы новой миссии оппозиционеры удвоят свои «мирные усилия». И недавний инцидент в городе Дума только подтверждает эти опасения.
Комментарии