Кое-что о придуманной проблеме

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Окей. Мало, с моей точки зрения, новостей. Это первое. Второе - это то же самое, о чем я сейчас говорил: если нет ответов на серьезные вопросы, то остается развлекать себя придуманными проблемами. Вот Грузия - это придуманная для России проблема. Ну вот нету у России ответов на вопросы: кто мы, откуда, куда идем. Нету. Мы понятия не имеем, что нам делать дальше, почему мы в таком положении и в каком мы положении. Более того, обсуждать эти темы всерьез неудобно, трудно, страшно, неприлично. Но что-то делать надо. И вот придумали абсолютно не существующую проблему и расчесывают это место. Это место называется Грузия.

М.КОРОЛЕВА: А кто придумал?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Ну, кто придумал. Начальство придумало, естественно, для развлечения ширнармасс. Что-то надо сунуть - жуйте. Вот Грузия, вот Осетия, вот Абхазия. Абсолютно не существующие, еще раз говорю, не имеющие для России никакого значения проблемы. Но людям нужна борьба, реальный или нереальный, виртуальный враг, конкретный, ясный враг. Вражина во всем его дьявольском обличье. Поскольку за последнее время дьявольский враг в лице Америки не очень удобен стал, потому что вроде как мы чего-то там перезагружаемся, вроде Медведев хочет чего-то там с Обамой, туда-сюда. Ну, в общем, пока мы в очередной раз не поругались. А без врага как проживешь? Кто же без соли может хоть что-нибудь съесть? Ну вот сыпем эту соль на свои психические раны, придумываем для себя эту проблему. У Грузии, кстати, ситуация совершенно другая. Для них эта проблема не придуманная, а реальная. Как-никак, Южная Осетия и Абхазия - это, по-моему, четверть территории Грузии. Поэтому для них эта проблема очень реальная. А для России - вообще не существующая. Но реально не существующая. А виртуально, на уровне пиара занимает все то место, которое стараются чем-то забить. Вот чердак нельзя оставлять пустым, а то мысли пойдут. Надо валить туда побольше хлама. Ну, вот этот хлам вполне годится.

М.КОРОЛЕВА: Но война-то России тоже не нужна.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Война не нужна. Зачем война? Пиар-война, пиар-сопровождение. Пустые головы надо забивать хламом в виде этого вот придуманного врага.

Это первое. Второе - как могут измениться отношения, если у нас есть крохотное разногласие по земельному вопросу? Абхазия и Южная Осетия - это части Грузии или это независимые государства? Вот такой пустячок. Можно сколько угодно говорить: мы братские, мы сестринские, мы дядинские, мы тетинские народы, мы жить друг без друга не можем, мы триста лет вместе, мы двести лет вместе, мы десять тысяч лет вместе, но потом задается простой вопрос: так Абхазия и Южная Осетия - это части Грузии или это независимые государства? Все, тема закрыта. Пока эта тема не разрешена, а разрешена она быть не может по определению, ни о каких нормальных отношениях речь идти не может. Это, понимаете, такая большая проблема, это та кошка, которую ста мышами не заменишь. А разрешена эта проблема не может быть по той простой причине, что, очевидно, Россия никогда не отступится от того, что она сделала в 2008 году, потому что это вопрос лично-корпоративно-государственных амбиций, а ради своих амбиций государства идут и на большие жертвы, чем сегодня Россия.

М.КОРОЛЕВА: Но если использовать ваш сегодняшний философский настрой, то что это такое с точки зрения вечности? Какие-то 50 лет…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Нет, ну, может быть, через 500 лет оно и изменится, но я думаю, что мы этой перемены не увидим. За 65 лет сменились 5 или 6 руководителей страны, распалось государство, сменился государственный строй, а эта проблема как лежала, так и лежит. Кстати, и в Японии сменились и правители, и системы правления, и все сменилось. Проблема как лежала, так и лежит. Будут меняться руководители России, руководители Грузии, но ни один президент Грузии, насколько я понимаю, не возьмет на себя смелость сказать: «Это отрезанный ломоть, никогда Абхазия и Южная Осетия не будут грузинскими». Его просто разорвут. Соответственно, и ни один руководитель России не скажет: «Глупость мы сделали. Не нужна ни Абхазия, ни Осетия. Пусть грузины сами с ними разбираются. Отдадим это на суд международного сообщества, Евросоюза, ООН, кого угодно. Уйдем, и сами разбирайтесь». Это тоже невозможно. Ну и все.