Немцы - тоже жертвы Второй мировой войны
На модерации
Отложенный
Долгие годы тема изгнания в Германии практически замалчивалась. Политическая корректность предлагала считать, что поднимать ее - равнозначно попыткам умалить вину национал-социализма или заняться перезачетом взаимных преступлений.
Судьба немцев, бежавших и изгнанных во время и после Второй мировой войны из стран Восточной Европы, долгое время в Германии замалчивалась. Сейчас она постоянно обсуждается в СМИ.
Роль личности в истории. История трагическая: судьба народов и этнических меньшинств, изгнанных в результате войн и конфликтов из мест их проживания, в частности, немцев, изгнанных из Польши, Чехии и других восточноевропейских стран после Второй мировой войны. А личность спорная: Эрика Штайнбах (Erika Steinbach), председатель Немецкого союза изгнанных.
Фонд «Бегство, изгнание, примирение»
Союз изгнанных предложил еще 9 лет тому назад создать специальный центр по документации и изучению истории изгнания. Тогдашнее правительство Германии решило перехватить инициативу. И вот в 2008 году был принят закон об учреждении специального фонда «Бегство, изгнание, примирение» под эгидой государства.
Фонд должен тесно сотрудничать с историками и экспертами других европейских стран, чтобы исключить односторонний взгляд на проблему. Кроме того, изучать и документировать он должен историю не только немцев, но и других этнических групп, подвергшихся преследованиям и изгнанию в Европе, например, в бывшей Югославии.
Распри вокруг фонда «Примирения»
Камнем раздора остается председатель Немецкого союза изгнанных Эрика Штайнбах. Нынешний статус фонда предусматривает, что предлагать кандидатуры 13 членов совета управляющих могут ряд организаций. Три поста зарезервированы для Немецкого союза изгнанных. Но один из них так и не занят, поскольку союз выдвигает Эрику Штайнбах, а ее кандидатура встретила ожесточенное сопротивление со стороны ряда политиков.
Среди тех, кто делает все возможное, чтобы не допустить участия госпожи Штайнбах в совете фонда «Бегство, изгнание, примирение» оказался и министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), который опасается ухудшения отношений с Польшей. Едва вступив на пост, он, во время визита в Польшу, поспешно высказал свое негативное отношение к кандидатуре Штайнбах.
Посол Польши Марек Правда указывает, что польской стороне представляется проблематичным такой подход, когда из цепи гуманитарных катастроф Второй мировой войны вырывается одно звено, которое и должно служить основой европейской памяти.
И это еще очень дипломатично сформулировано. В 2003 году, когда споры только начинались, целый ряд польских газет опубликовали фотомонтажи Эрики Штайнбах в эсэсовской униформе.
Что такое «Немецкий союз изгнанных»?
Развязанная Германией Вторая мировая война перекроила карту Европы и привела к великому переселению народов. В том числе и немцев.
В последние годы войны многие из них бежали перед наступавшими советскими войсками из Восточной Пруссии, Силезии и других немецких областей на востоке.
Всего бегство и изгнание коснулось 15 миллионов человек. Из них 2 миллиона при этом погибли. В послевоенные годы статус изгнанных получили и многие немцы-переселенцы из стран бывшего Советского Союза. Ведь и они были жертвами Второй мировой войны, вынуждены были работать в так называемой «трудармии», подвергались насильственному переселению и притеснениям по национальному признаку
Вот от имени всех беженцев и изгнанных и, естественно, от имени их потомков и говорит Немецкий союз изгнанных. Вернее, он претендует на это право. Во всех входящих в союз региональных объединениях и землячествах насчитывается 2 миллиона членов.
«Вечно вчерашние?»
Отношение к Немецкому союзу изгнанных и в самой Германии всегда было двойственным. Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы тесно сотрудничают с ним. А вот многие социал-демократы, левые, «зеленые» и либералы упрекают руководство Союза изгнанных в том, что оно, якобы, отказывается признать результаты Второй мировой войны.
Вот этот союз и возглавляет с 1998 года Эрика Штайнбах. Еще в 1991 году, сразу после объединения Германии она в качестве депутата бундестага от Христианско-демократического союза проголосовала против признания государственной границы между Германией и Польшей по Одеру и Нейсе. Уже тогда в Польше ее объявили «ревизионисткой» и реваншистской.
Эрика Штайнбах выступала против приема Польши и Чехии в Евросоюз, увязывала это с требованиями компенсаций для изгнанных или правом их возврата на земли предков. Правда, позже она пересмотрела эти позиции.
Однако даже противники госпожи Штайнбах признают, что она последовательно защищает интересы Союза изгнанных. Ведь долгие годы тема изгнания в Германии практически замалчивалась. Политическая корректность предлагала считать, что поднимать ее - равнозначно попыткам умалить вину национал-социализма или заняться перезачетом взаимных преступлений. Сейчас положение изменилось.
Торг продолжается
В начале января Эрика Штайнбах объявила о том, что готова снять свою кандидатуру. Но, в свойственной ей манере, выдвинула собственные условия: больше самостоятельности для фонда и больше мест для Союза изгнанных в его руководстве.
Теперь предложения и требования Союза изгнанных собирается рассматривать правительственный кабинет. А потом их, скорее всего, придется обсуждать в бундестаге. Ведь, по сути, требования Эрики Штайнбах сводятся к пересмотру уже принятого закона о фонде «Бегство, изгнание, примирение». Ну, а утверждать или менять законы может только парламент.
Но какое бы он решение не принял, своей цели Эрика Штайнбах уже добилась: в очередной раз привлекла внимание к тем, чьи интересы она представляет.
Комментарии