Женщины и арабские восстания
                        2011 год стал годом протестов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В каждом из охвативших регион восстаний активно участвовали женщины, зачастую боровшиеся не только за права своих стран, но и за собственные права. Ведущая Оди Корниш (Audie Cornish) беседует с сотрудницей Совета по международным отношениям Изобель Коулман (Isobel Coleman) об участии женщин в арабских восстаниях и о дальнейших перспективах.
Оди Корниш: 2011 год стал годом протестов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Тунисе и в Египте революции свергли давно укоренившиеся диктатуры, и сейчас обе эти страны переходят к новому государственному устройству. Как в ходе самих протестов, так и в последовавшие за восстаниями недели и месяцы женщины играли заметную роль. При этом они зачастую боролись не только за права своих стран, но и за собственные права. Однако недавний случай с египтянкой, которую военная полиция раздела до бюстгальтера и избила на площади Тахрир, заставляет многих опасаться, что падение прежних режимов несет женщинам не только добро. Изобель Коулман - директор программы «Женщины и внешняя политика» Совета по международным отношениям. Сейчас она находится в Нью-Йорке. Изабель, здравствуйте.
- Недавно Вы опубликовали в журнале Foreign Policy статью под заголовком «Ухудшит ли Арабская весна положение женщин» («Is Arab Spring Bad for Women?»), в которой поднимаете вопрос о том, не жилось ли женщинам лучше до свержения некоторых из ближневосточных диктаторов. Вы действительно так считаете?
- Это, конечно, провокационный заголовок - я вообще люблю такие заголовки. Лично я полагаю, что и мужчинам, и женщинам лучше живется в свободных обществах. Однако в данном случае именно с вопросами прав женщин связаны некоторые любопытные дополнительные факторы. Дело в том, что, как мы видим, в этой части мира демократия выводит на первый план исламские партии, для многих из которых характерны крайне консервативные идеи о роли женщины в обществе. Это может создать для женщин определенные сложности и даже, возможно, лишить их некоторых прав, которыми они сейчас пользуются.
- Разумеется, ситуация в каждой стране уникальна. Правда ли, что положение женщин в некоторых арабских странах лучше, чем в других, и если да, то с чем это связано?
- Надо сказать, что в вопросе о правах женщин Тунис всегда был одной из самых передовых стран арабского мира. Тунисская «Партия возрождения» - ведущая исламистская партия, завоевавшая на выборах большинство голосов и получившая право формировать правительство, - старательно подчеркивает, что права женщин - это по-прежнему факт жизни в стране. Они уже десятилетия тому назад стали частью общественного строя. В 1956 году Тунис предоставил женщинам некоторые права, которых у них в то время не было даже на Западе. В частности, когда во многих странах Запада у женщин по закону не было права на аборт, в Тунисе оно уже появилось. Хотя и в победившей партии и, разумеется, в других исламистских партиях есть консервативные элементы, которые, как мне кажется, хотели бы отмены некоторых законов, введенных в интересах женщин, сама «Партия возрождения» утверждает, что ничего подобного она делать не собирается и что законы, имеющие отношение к женщинам, останутся в неприкосновенности.
- А какая ситуация сложилась в Египте, где в первом туре выборов большого успеха добились исламистские партии, стремящиеся лишить женщин некоторых прав?
- В Египте из исламистских партий, набравших в общей сложности большинство голосов, сильнее всего позиции «Братьев-мусульман». Второе место занимает крайне консервативная салафитская партия «Аль-Нур». Ей пришлось включить женщин в свой партийный список, однако ее руководство, считающее, что ислам запрещает женщинам баллотироваться на общественные должности, было этим очень недовольно. В итоге кандидаты-женщины в партийном списке появились, так как этого требует закон, однако они даже не показывают своих лиц и в большинстве случаев заменяют свои фотографии изображениями цветов.
- Меня заинтересовало то, что Вы писали в Вашей статье о сложных связях, которые существовали в таких странах, как Египет, между определенного рода движениями за права женщин и прежними режимами.
- Это еще один осложняющий ситуацию фактор. Дело в том, что режимы Бен-Али и Мубарака, которые, как известно, были нелегитимными и глубоко себя дискредитировали, сумели добиться того, что тематика, связанная с защитой прав женщин, стала ассоциироваться с ними - и лично с первыми леди Туниса и Египта. Это привело к тому, что сейчас эти темы вызывают определенное неприятие. В Египте некоторые организации утверждают, что действующие сейчас выгодные для женщин законы о правовом статусе, которые регулируют вопросы брака, развода, опеки и прочие важные для повседневной жизни вопросы, необходимо изменить в сторону ограничения женских прав, потому что это «нелегитимные законы Сюзанны Мубарак».
- Изобель, многие считают, что это первый случай в истории региона, когда женщины так в открытую отстаивают свои права. Однако на деле, борьба женщин Ближнего Востока за политические права имеет долгую историю. Не могли бы Вы рассказать о том, чем роль женщин в этой революции отличается от той роли, которую играли в прошлом арабские феминистки?
- Женщины участвовали в антибританских выступлениях на площади Тахрир еще в 1919 и 1920 годах и очень помогали настраивать толпы против британцев. На мой взгляд, новизна нынешней ситуации в том, что участие женщин стало намного более массовым. Причина в росте уровня образования женщин и их вовлеченности в общественную жизнь. Сейчас в регионе женщины составляют большинство выпускников высших учебных заведений, в некоторых странах даже подавляющее большинство. Например, в Ливии в университетах учится почти в два раза больше женщин, чем мужчин. 100 лет назад, когда в протестах участвовала лишь немногочисленная группа общественно активных представительниц элиты, обстановка была совсем другой. Сейчас движение охватывает общество сверху донизу. Женщины участвуют в волнениях, как физически - выходя на улицы, - так и в качестве блоггеров, и вообще всеми возможными способами. Я полагаю, что этого джинна загнать обратно в бутылку уже не получится.
                        
                     
                    
Комментарии
На прошлой неделе была передача по Рен, где египетская корреспондентка жаловалась, что её "революционеры" избили и изнасиловали, что она не за такое "боролась"!
Думаю, мы еще увидим арабский мир без черных повязок и черных покрывал. Вспомните русскую революцию 1917 г. Многим ее итоги тоже казались ужасающими, однако, спустя годы, мы стали выглядеть весьма и весьма привлекательными для внешнего мира. Не случайно периодами коммунисты во Франции и Италии получали большинство в парламентах своих стран. А ведь это демократические общества, с этим не поспоришь.
насколько это величайшее достижение мы и сами сейчас видим
В общем, Санек, когда я вижу женщину, я меньше всего думаю, мусульманка она или христианка. Я просто вижу женщину. Либо не вижу.
Пойдем дальше. А кто вам сказал, что демократия, например, в США? Это если вы выбираете "выборщиков", а они выбирают президента, это демократия? Или вы действительно верите в то, что демократия есть в Европе? Когда они от своих валют к евро переходили, это кто решал, народ или их правители? Когда они к себе арабов-турок запускали, это кто решал, народ или их правители?
Что такое демократия? Это власть НАРОДА. Ну, и где вы видите демократию на Западе?
Вывод: ни к чему демократия не привела, ибо ее попросту не было еще. Настоящая демократия - пока недостижимая мечта, лучше всего она описана у Маркса, которые смешивает ее с коммунизмом. Не знаю как вам, а мне идеи Маркса импонируют.
стоило чуть ослабить хватку и мыллы точно с цепи сорвались
того гляди скоро на площадях начнут камнями забрасывать