Украина. Государству не нужны театры
На модерации
Отложенный
Опытные киевские театралы помнят что в столичных храмах театра несколько лет назад 4-5 премьер в год считалось нормой. Но в последнее время количество новых постановок все уменьшается.
В настоящее время укоренилась новая норма - 1-2 годовых премьеры. И это в лучшем случае. «Театры должны зарабатывать»! - это абсурдный лозунг, художники слышат уже не первый год из уст столичных управленцев культурной сферы. Их слова воплощаются в дело. От бюджетных дотаций киевские театры отвыкали постепенно. Сначала перестали выделять средства на фестивали и культурный обмен, потом отказали в постановочных, дальше и коммунальные услуги заставили оплачивать самостоятельно. Что осталось? Зарплата, которую до сих пор стопроцентно финансировали из бюджета. В этом году дошла очередь и до нее...
О некоторых наболевших финансово-экономических проблемах и как они отразятся на творческом процессе, мы разговариваем с художественными руководителями трех столичных театров.
Художественный руководитель Киевского академического театра «Колесо» Ирина Клищевская: определила, что дополнительно зарабатывать нереально
– В ноябре я, как и главы всех муниципальных театров, получила письмо из Главного управления культуры Киевской городской госадминистрации, в котором нас поставили к сведению, что с января 2012 года работникам муниципальных театров недофинансируется их заработная плата, - рассказывает госпожа Ирина. - А деньги, которых не хватает, мы должны дополнительно зарабатывать, ведь зарплату не уменьшают. В настоящее время это требование выполнить трудно. Билеты у нас относительно недорогие, но они и не могут стоить по 1000 гривен, потому что станут недоступными даже людям среднего достатка. С определенностью говорю, что наш коллектив, даже сейчас, в условиях реконструкции Андреевского спуска, работает на полную мощность - играем представления параллельно на двух сценах (в выходные их количество достигает трех-четырех в день). Но просто нереально обычными средствами от репертуарных представлений дополнительно зарабатывать. В такой ситуации большая ответственность лежит на художественных руководителях, однако они могут с ней не справиться.
И все же на месте стоять нельзя. «Премьеру планируем в конце марта с надеждой на то, - что Европа нам поможет. Имеем опыт сотрудничества с Гете-институтом: в прошлом году за его содействием создали представление «Под давлением» по пьесе Роланда Шиммельпфенига. Весной предложим зрителям постановку еще одной пьесы этого автора – «Золотой дракон».
Хорошо работаете - лишим финансирование
Своеобразная ситуация сложилась и в Киевском национальном академическом театре оперетты. Его коллектив все время приятно удивляет зрителей разно жанровыми музыкальными представлениями, концертами романсов, народных песен, вокально-камерной музыки. Старые и новые спектакли собирают аншлаг у зала. Театр активно гастролирует. Например, в октябре его артисты с успехом выступили на Гала-концерте в Каунасе, а в ноябре побывали в столице Румынии, где на представление киевлян «Балл в Сайвои» прошла самая большая продажа билетов за всю историю Бухарестского музыкального театра. Казалось бы, стимулировать и премировать такой коллектив - просто необходимо. Зато театр лишили финансирования на второе полугодие.
– Главное управление культуры Киева сделало это, без каких либо объяснений, - говорит художественный руководитель Богдан Струтинский Национальной оперетты Богдана Струтинского. - Странно, как можно так делать с театром, который в сложных условиях перевыполняет план?!
Именно по этой причине нам пришлось отложить на следующий год постановку «Цыганского барона» Иоганна Штрауса, ведь это должно быть большое и помпезное представление. Что-то скромненькое делать не хотим, потому что привыкли работать по гамбургским меркам.
Театр, невзирая на предоставление, ему статуса национального до сих пор находится на балансе Главного управления культуры города, господин Богдан Струтинский объясняет это так:
– Потому что Киевский городской совет не передает его в государственную собственность. Мы являемся наибольшим и самым успешным муниципальным театром. И обычно, избавляться от него невыгодно. Но основная причина заключается в здании. Это собственность, и его не хотят отдавать. Об искусстве, к сожалению, никто не думает. Поэтому невзирая на наличие Постановления Кабмина и Указа Президента о предоставлении нашему театру статуса Национального, реальная ситуация не изменяется. Сегодня живем в стране, которая только добывает в борьбе правовые основы. Но у нас еще не научились уважать Закон и умудряются им дирижировать.
Главное - не цифры, а реформы
Алексей Кужельный - недавнее письмо с Управления культуры было действительно странным, - говорит художественный руководитель Киевской академической мастерской театрального искусства «Созвездия» Алексей Кужельный. Согласно его требованиям мы должны были на следующий день подать бюджет уменьшенный на 13-16 %, который якобы мы должны выполнить и он обеспечивает нас всем. А тогда уже передать какие-то новые бюджетные запросы, вдруг кто-то их рассмотрит. Начальник столичного Управления культуры Светлана Зорина попросила, если бы руководители киевских театров обратились непосредственно к председателю КГГА Александру Попову с просьбой помочь в этой ситуации. Я как председатель совета руководителей киевских театров имел встречу с Александром Павловичем, на которой передал ему наше письмо. И сегодня мы имеем письмо-ответ. Председатель КГГА услышал нас, и сумма бюджетного финансирования увеличена.
Но я бы здесь говорил не о конкретных цифрах, как о реформировании - его давно требует культурная сфера. Если в какой-то отрасли в течение пяти лет накапливаются проблемы и не делается никаких попыток для их решения, то все и в дальнейшем стоит на месте. Наша отрасль остается в тисках с одной стороны остатков советской экономики (имею в виду, уравниловку) а из второго - жестокого капиталистического налогообложения, когда между театром и рестораном или казино разницы в налогообложении нет. Так же, как и в цене за коммунальные услуги.
Сейчас главнее всего, чтобы Управление культуры начало заниматься распределением денег, которые будет предоставлять город, и их распределением. Ожидаем, когда будут обнародованные принципы этого распределения. Ведь рядом с большими театрами у нас много маленьких, детских. Справедливым ли является, то что все они должны платить налоги в сумме 10% собственного бюджета? Скажем, 1 гривна с 10 - это очень много, а 10 гривен с 100 - можно пережить. Верю, что эта проблема, как и другие, будет решена на должном профессиональном уровне.
Через нехватку средств в этом сезоне на большой сцене театра «Созвездие» не было ни одной премьеры. У нас много планов, и сейчас проходят репетиции. В работе - произведения Чехова, Гете, пьеса о Марко Заразиха современного драматурга Евгении Чуприна. Но при отсутствии планового финансирования что-то конкретное предусмотреть трудно.
Комментарии
А в результате - голые сиськи на премьере в Большом - вот та пропасть - куда завели русскую культуру.
Всех бульдозером.
И зачем в Большой миллиарды вломили?
Легче было бы по-украински.- раз, и нету великана.
Будет всем тиятр с цырком...
Культура страны как России так и Украины в плачевном состояние, а на ней строится мораль и жизненные принципы.
Если отношение к театру останется прежним, то вскоре вождями общества станет боевик, криминал и порнография которыми наполнено все кино и ТВ. А театры что бы выжить тоже перейдут в этот жанр. Тогда придет окончательный пи....ц с которого выбраться будет ой как нелегко.