Крупнейшие нефтяные месторождения раздаются без конкурса
На модерации
Отложенный
Тенденция последних лет – продажа стратегических участков углеводородов по договоренности. На очереди – Имилорское месторождение, которое не прочь купить любая из топ-5 российских ВИНК. Но есть ли у частников шанс?
Буквально только что ведущие российские нефтяные компании и даже иностранцы в лице индийской ONGC боролись за получение лицензии на стратегические месторождения им. Требса и Титова. Вернее, создавали видимость борьбы. Изначально на актив претендовали шесть кандидатов, но государство быстро отсеяло больше половины. И причины выглядели не более чем техническими недочетами: например, «Лукойл» не прошел из-за отсутствия официального подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Следом без объяснения причин с дистанции сошел «Сургутнефтегаз», оставив «Башнефть» единственным участником тендера. После чего итоги конкурса было несложно предугадать.
Продажа Наульского месторождения в НАО вызвала ощущение дежавю. В последний момент «Лукойл», крайне нуждающийся в новых запасах, чтобы поддержать падающую последние пару лет добычу, отозвал свою заявку на участие. И снова никаких объяснений причин. В итоге «Роснефть» как единственный участник торгов уплатила в казну 3,6 млрд рублей (год назад этот участок продавался за 7 млрд рублей, но его никто так и не купил) и на 25 лет получила лицензию в свое распоряжение.
Спустя три месяца история повторяется. На очереди – продажа Имилорского месторождения в ХМАО. Все необходимое для проведения аукциона «Роснедра» уже сделали, и как только правительство даст «добро», дата торгов будет назначена. Месторождение относится к разряду стратегических: извлекаемые запасы по категориям С1+С2 оцениваются в 193 млн тонн (1,4 млрд баррелей). Если цифры подтвердятся, то годовая добыча на Имилоре может составить 9–11 млн тонн в год, а значит, все крупнейшие российские нефтяные компании, нацеленные на улучшение перспектив нефтедобычи, попробуют ухватить этот лакомый кусочек. К тому же после его продажи в копилке нераспределенного фонда останется всего три стратегических нефтяных месторождения с запасами более 70 млн тонн нефти.
Частникам не место. Но сюрпризов по итогам конкурса не ожидается. Скорее всего, месторождение отойдет в руки «Газпром нефти». Причин много. Во-первых, компания (тогда еще в лице «Сибнефти») уже разрабатывала Имилор в начале 1990-х годов, однако вскоре была лишена лицензии за невыполнение ее условий. Во-вторых, после недавнего приобретения Sibir Energy и затянувшейся передачи лицензий от «Газпрома» необходим новый шаг для реализации смелой стратегии по удвоению добычи в ближайшее десятилетие. Конечно, можно поднимать добычу и на имеющихся месторождениях при помощи новейших технологий, но проще и дешевле приобрести новые активы, ведь государство может предоставить неплохие льготы на освоение купленных участков. Ко всему прочему, «Газпром нефть» по соседству с Имилором осваивает Холмогорское месторождение с развитой инфраструктурой.
В пресс-службе компании стратегический интерес к Имилорскому месторождению подтверждают. Но самое главное – господдержка. «При продаже стратегических месторождений в приоритете всегда госкомпании», – замечает аналитик ИФК «Алемар» Анна Знатнова. Шансов на победу, например у «Лукойла», маловато. Хотя ему, пожалуй, больше других нужны новые запасы: падающая примерно на 5% в год добыча требует компенсации, к тому же рядом с Имилором расположено Тевлинско-Русскинское месторождение компании. «Однако «Лукойл» в последние годы остается в стороне от распределения природных богатств в России, – отмечает Виталий Громадин из «Арбат Капитала». – Даже успехи компании в Северном Каспии находились под угрозой из-за решения правительства разрешить работать на российском шельфе только «Газпрому» и «Роснефти». Из-за явно ограниченных возможностей частной компании на территории России ConocoPhillips в прошлом году решила выйти из ее капитала».
Впрочем, «Лукойл», кажется, смирился с этой ситуацией: компания пытается расширить добывающую базу за счет зарубежных месторождений и уже внесла авансовый платеж в размере $1,8 млрд для возможного приобретения зарубежного добывающего актива, который пока не называет, ссылаясь на продолжающиеся переговоры и коммерческую тайну.
Это могут быть, например, бразильские или аргентинские проекты, к которым «Лукойл» пока присматривается.
Не более чем формальность. Среди претендентов остается еще ТНК-ВР, которая, как и «Газпром нефть», уже вела разработку на этом участке в конце 1990-х годов, но также потерпела фиаско. «Сегодня «ТНК-ВР Холдинг» заинтересован в росте своей ресурсной базы, особенно после потери «Русиа Петролеум», владевшей лицензией на разработку Ковыкты, – размышляет Анна Знатнова. – Но шансы на победу компании невелики: у нее отсутствуют опыт и четкая стратегия развития на ближайшие 10 лет».
А вот «Роснефть» вряд ли вступит в борьбу за актив, хотя, имея поддержку государства, выиграть бы могла. Но компания в этом году уже приобрела Наульское месторождение за 3,6 млрд рублей. Стартовая стоимость Имилорского месторождения составляет 20 млрд рублей, что более чем в 5 раз выше. К тому же, при всей привлекательности участка, его освоение может потребовать больших затрат – углеводородное сырье Имилора относится к ачимовским залежам, глубина которых составляет около 4 тыс. метров. «Кроме того, в случае победы соседями ее будут «Газпром нефть» и «Лукойл», которые могут потребовать плату за использование их инфраструктуры для дальнейшей транспортировки», – добавляет Анна Знатнова.
Потенциально «Сургутнефтегаз» также может поучаствовать в аукционе и найти применение накопленным денежным средствам, но вероятность этого невелика. «Сомнительно, чтобы продажа лицензии прошла в рамках полноценного конкурса, – полагает Виталий Громадин. – В текущих реалиях нефтяные компании имеют шансы решить исход конкурентной борьбы до официального мероприятия». «Как правило, результаты крупных аукционов или конкурсов на привлекательные месторождения определяются еще до их начала, поэтому, к сожалению, реальной конкуренции не получается, а тендеры превращаются в простую формальность с заранее понятным результатом, – соглашается аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков. – Это негативно отражается на инвестклимате России и не способствует привлечению иностранного капитала в страну». И в обозримом будущем вряд ли что-то изменится, считает эксперт.
Что дальше? В 2011 году «Роснедра» планируют выставить на аукционы еще три участка углеводородов федерального значения: Северо-Рогожниковский и Эргинский участки – в ХМАО, а также Лодочное месторождение – в Красноярском крае. Однако окончательное решение о судьбе этих активов Федеральное агентство по недропользованию примет лишь после продажи Имилора. В 2011 году бюджет планирует привлечь от 40 до 70 млрд рублей за счет продажи лицензий на стратегические месторождения. Проведенные аукционы по продаже лицензий на месторождения им. Требса и Титова, а также Наульское уже принесли в казну чуть более 20 млрд рублей. «Так что по результатам проведения аукциона по продаже лицензии на разработку Имилорского месторождения станет ясно, будет ли государство проводить аукционы еще или остановится», – говорит Анна Знатнова.
Впрочем, если за Северо-Рогожниковское и Эргинское месторождения, обладающие огромными запасами (145,9 и 69 млн тонн соответственно), может развернуться настоящая борьба, то исход продажи Лодочного (запасы по категориям С1+С2 составляют 128,7 млн тонн), как и в случае с Имилором, уже фактически предрешен. Основных претендентов на него, вероятно, будет только два – «Роснефть» и ТНК-ВР, разрабатывающие месторождения по соседству. Лодочное примыкает к Ванкорскому проекту «Роснефти». Также недалеко находятся Тагульское и Сузунское месторождения ТНК-ВР. В случае победы это позволит минимизировать расходы на освоение нового актива. Но, безусловно, шансов больше у «Роснефти» – государственная принадлежность должна помочь, считает Виталий Громадин.
Комментарии