Холокост: расстрелы в Украине - по-прежнему табу

На модерации Отложенный

На территории Украины не было концлагерей и газовых камер: украинских евреев расстреливали и сбрасывали в ямы. Почему больше 60 лет эту страницу истории обходят молчанием? - таким вопросом задается Матильда Гоанек в статье, напечатанной в газете Le Temps.

В лесу у села Лисиничи, Львовская область, валяются пакеты из-под чипсов и пустые бутылки. Кто-нибудь помнит о том, что здесь более 60 лет назад были убиты и сброшены в ямы, как скот, сотни тысяч евреев, расстрелянных нацистами? Об этой странице истории когда-то напоминала надпись на иврите, но теперь обломки фанерной доски валяются на опавших листьях, свидетельствует автор статьи.

Берди Мерон рассказал журналистке, что людей колоннами гнали в этот лес, где пулемёты стреляли без остановки. Старый украинец не понимает, почему ни государство, ни люди не вспоминают о тех событиях.

Святой отец Патрик Десбуа провёл расследование и опубликовал его результаты: на территории Украины находятся сотни общих могил. В 1941 году мобильные батальоны смерти Einzatzgruppen уничтожили более миллиона украинских евреев.

В современном Львове на сегодняшний день действуют лишь две синагоги. Редко встречаются памятники, посвящённые Холокосту. Еврейское гетто регулярно подвергается осквернению. По мнению исследователя Тарик-Сирила Амара, современное украинское общество сконцентрировано исключительно на украинской истории. Большая часть жителей Львова не признаёт еврейского наследия города.



Борис Забарко, старый еврейский учёный, переживший немецкую оккупацию, говорит: «Никто из представителей власти не интересуется вопросом о еврейских захоронениях времён войны. Здесь, в Киеве, где десятки тысяч евреев были убиты в Бабьем Яру, нет ни одного музея Холокоста. Это позор и катастрофа для нашей страны».

По мнению Амара, власти хранят молчание по двум причинам: во-первых, ещё до прихода немцев само местное население устраивало еврейские погромы, а во время оккупации немаловажную роль в массовом истреблении евреев сыграли украинские полицейские. Масштабы сотрудничества украинцев с нацистами неизвестны, но это не мешает молодой Украине и её усердному президенту Виктору Ющенко возводить этих националистов в ранг героев.

Современная Украина переживает настоящий исторический конфликт между Холокостом и другой трагедией - Голодомором, говорится в статье. Признание на международном уровне Голодомора стало поводом для безудержной политической кампании, на фоне которой равнодушие властей к памяти о Холокосте выглядит вопиюще.

Украинский политолог Андрей Портнов говорит: «Если Украина хочет быть европейской страной, недостаточно улучшать наше законодательство и наши газопроводы - мы также должны принимать участие в дебатах по общим важным темам. Совершенно очевидно, что Холокост является одним из ключевых элементов послевоенной европейской идентичности».