Казус Ковальского

На модерации Отложенный

Издательский дом «Коммерсант» всегда считался оплотом смелой, качественной и честной журналистики. Виртуозные заголовки, острые темы и хлесткий слог всегда выделяли его из плеяды деловой и общественно-политической прессы. Проблема в том, что, осознавая свои преимущества перед другими, сотрудники могут начать переоценивать свои силы и возможности.

Сегодня стало известно, что владелец ИД «Коммерсант» Алишер Усманов уволил главного редактора «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского, а также гендиректора «Коммерсантъ-холдинг» Андрея Галиева. Причиной этого решения стал 49 номер «Власти» (12.11.2012) со статьей о прошедших думских выборах под заголовком «Яблочный пуй». Заголовок как заголовок, казалось бы, у «Коммерсанта» таких не счесть. Другое дело, в качестве одной из иллюстраций была использована фотография бюллетеня,испорченного обесценным оскорблением (http://dirty.ru/comments/330173) в адрес Владимира Путина. При этом снимок сопровождала подпись: «Правильно заполненный бюллетень, признанный недействительным».

Подпись можно назвать отягчающим обстоятельством. Будем говорить прямо - уже само по себе фото выглядит недвусмысленно провокационным. А вместе с подписью получается, что бюллетень заполнен правильно (хотя, по факту, испорчен), и касается это в первую очередь нецензурного обращения к премьер-министру.

Вообще, ничего удивительного в решении Усманова нет. Подобные примеры не редки в мировой журналистике. Как отмечает Ларри Кинг, западные СМИ в первую очередь отражают не интересы читателя, а интересы акционеров. И если то, что пишет издание, противоречит им, то с журналистами расстаются. При этом, в отличие от нашего случая, журналистов увольняют не только за сомнительные публикации, но и за резкие высказывания в личных блогах.

В 2009-м году популярный чешский журналист Иржи Длабажа лишился должности за шутку о свинном гриппе (http://lenta.ru/news/2009/05/05/cracks/) в видеоблоге.

Летом 2010 года за твит-соболезнование (http://www.bbc.co.uk/news/10549106) по поводу кончины духовного лидера «Хезболлы» был уволен редактор CNN Октавия Наср. Политический обозреватель канала MSNBC Марк Халперин потерял свое место этим летом; причина - оскорбление Барака Обамы (http://obozrevatel.com/politics/zhurnalista-uvolili-za-oskorblenie-obamyi.htm). Музыкальный редактор Radio 2 Лесли Дуглас уволилась после того, как ведущий Расселл Брэнд и гость Джонатан Росс оскорбили 78-летнего актера Эндрю Сакса; помимо кадровых перестановок руководство BBC было вынуждено выплатить крупный штраф.

Такой же политики придерживаются российские СМИ. В июне «РИА Новости» уволили Николая Троицкого за гомофобские высказывания в своем «ЖЖ». Другой случай произошел в ноябре, когда журналистку Татьяну Лиманову убрали с Рен-ТВ за оскорбительный жест (http://www.youtube.com/watch?v=9r0jwJLiAXM)
Любопытно, что во всех перечисленных случаях никто их провинившихся не пенял на притеснение свободы слова. Нарушение журналистской этики есть нарушение журналистской этики. Однако в этом случае, судя по всему, основную роль сыграла фамилия, указанная на бюллетене. В итоге блогосфера обвинила Усманова в трусости и попрекнула порочными связями с Сурковым.

Не то что бы я был поборником нравственности и журналистской этики. Моя профессия - пиарщик, а это немножко другое. Но честное слово, меня до смеха поражает способность наших блогеров на голубом глазу искать цензуру там, где речь идет о вопросах профессионализма. Все-таки, пресса - это не блог, где можно написать все что угодно. Нельзя путать журнал, где ты работаешь, с Фэйсбуком.

Если не думать об этой грани, так мы дойдем до того, чтобы по телевизору в репортажах о пойманных маньяках показывали сцены расчленения тел и изнасилований. А что? Если это было на самом деле, почему бы это не показать на экране? Или, на самом деле, это то, к чему мы стремимся?

Телевикторина трейлер