Средние века: женщина на папском престоле

На модерации Отложенный

Казалось, Папа Римский Иоанн Восьмой ничем не отличался от других римских понтификов — до тех пор, пока во время торжественной процессии «он» не родил ребенка. По крайней мере, так гласит легенда. Попробуем проверить доводы, приводимые в доказательство этой поистине невероятной и скандальной истории.

Потрясающая еретическая история папы Иоанна — женщины, оказавшейся в роли наместника Христа, которая, выдавая себя за мужчину, была римским папой (до того дня, когда природа взяла верх и она родила прямо в столпотворении папской церемонии), — одно из наиболее скандальных событий, имеющих отношение к Ватикану. Подводя черту под разными версиями одной из самых невероятных легенд Средневековья, итальянский историк Бартоломео Платина писал в труде «Жизнеописания римских пап», вышедшем в свет в 1479 году:
«Папа Иоанн Восьмой, англичанин по происхождению, родился в Метце и, как сказано, проник в папский дворец дьявольскими кознями: являясь на самом деле женщиной, она выдавала себя за мужчину и в юности вместе с любовником приехала в Афины, где настолько преуспела в обучении у тамошних профессоров, что по ее прибытии в Рим немного нашлось таких, кто был бы ей равен даже в знании писаний; а своим искусным чтением и аргументированными доводами в дискуссиях она добилась столь великого уважения и влияния, что после смерти Римского Папы Льва ее возвели на престол при общем согласии. Во время очередной торжественной церемонии, когда папская процессия находилась между Колизеем и храмом святого Клемента, у нее вышел плод и она скончалась на месте, пробыв на троне два года, пять месяцев и четыре дня, и была похоронена без почестей. Эта история получила широкое распространение, но подтверждения предоставлены очень ненадежными и неизвестными авторами...»

Неудивительно, что история получила широкую известность, поскольку упоминания о ней содержатся во многих документальных источниках. Самое раннее встречается в работе жившего в IX веке просвещенного римлянина Анастасиуса, который включил краткое описание этого события в свой труд по истории. Ана-стасиус служил хранителем ватиканской библиотеки и был настолько посвящен в папские дела, что после смерти Льва Четвертого в 855 году даже входил в число претендентов на престол. Однако его кандидатуру сочли неподходящей, и в конце концов трон достался папе Бенедикту Третьему. Поскольку, предположительно, короткое царствование папы Иоанна имело место именно в те времена, свидетельство Анастасиуса можно считать чрезвычайно важным. Определенно, особую известность эта история приобрела при следующих поколениях. Читая информацию по этой теме для библиотеки http://www.forum-orion.com , нашёл изречение монаха из кельнского аббатства Святого Мартина (Германия) Мартинус Ско-тус, умершего в 1086 году, он писал: «В году 854 от Рождества Христова Иоанна, женщина, унаследовала трон от папы Льва и царствовала два года, пять месяцев и четыре дня». Бельгийский летописец Сигеберт де Гемблу, умерший в 1112 году, добавляет: «Сохранились сведения о том, что папа Иоанн на самом деле оказался женщиной, которая зачала от одного из своих слуг. Папесса забеременела и родила ребенка, вследствие чего ее не причисляют к понтификам».

Стефен из Бурбона (умер в 1261 году) в своем труде «О семи дарах святого Духа» подтвердил факт этого события, но подробности в его изложении звучат иначе. По его сведениям, настоящее имя таинственной папессы осталось неизвестным; она была уже на позднем сроке беременности, когда закончились все сложные процессуальные процедуры и ее окончательно утвердили на папском престоле. В действительности ее царствование оказалось чрезвычайно коротким, поскольку весь этот процесс завершала торжественная церемония возведения на трон, и именно во время самой церемонии инаугурации у нее случились роды. Разгневанные толпы немедленно выволокли ее из города и до смерти забили камнями за святотатство.

В других средневековых источниках подробности жизни папессы излагаются с определенными отличиями. В некоторых из них ее называют Агнессой или Гильбертой, а в одном даже выдвигается предположение о том, что она была женой папы Льва Четвертого и унаследовала трон после его смерти. Наиболее популярная версия изложена в труде монаха-доминиканца XIII века Мартина из Троппау. В «Хронике понтификов и императоров» он дает следующее описание:
«После Льва Четвертого Иоанн Английский, уроженец Метца, правил два года, пять месяцев и четыре дня! Папский трон пустовал в течение месяца. Умер он в Риме. Было установлено, что папа Иоанн оказался женщиной. В юности она сменила женское платье на мужской костюм и приехала в Афины, где преуспела в разных науках и не было ей равных. Поэтому, проучившись в Риме еще три года, она стала великим знатоком в глазах своих учеников и слушателей. А когда в городе укрепилось высокое мнение о добродетели и познаниях этого «священнослужителя», ее без возражений избрали папой. Но во время папства она оказалась в «интересном положении». Во время процессии от храма святого Петра в Латеранский дворец, между Колизеем и церковью Святого Клемента, у нее начались схватки и папесса родила прямо на улице. Она умерла при родах и была немедленно похоронена без почестей...»
Место смерти папессы было отмечено огромной каменной плитой с классической надписью, но папа Пий Пятый Святой (1566— 1572) распорядился уничтожить памятник. Кроме того, вплоть до царствования папы Льва Десятого (1513—1521) действовало правило, согласно которому все кандидаты на папский престол были обязаны пройти проверку пола, чтобы исключить возможность повторного появления женщины на троне.

По стечению обстоятельств именно в XV веке папство стремилось уничтожить все упоминания о папе Иоанне Восьмом, ибо в Европе набирало силу реформаторское движение и протестантские памфлетисты перепевали эту историю на все лады, с удовольствием используя ее в качестве кнута для бичевания ортодоксальных клерикалов. С каждым пересказом история приобретала все более и более трагические оттенки. Протестанты, задавшиеся целью разоблачить коррупцию, укоренившуюся в римской католической церкви, утверждали, что первым любовником Иоанны был монах-бенедиктинец, место которого впоследствии занял кардинал или, не исключено, сам Сатана.