Российское предмайданье

“Российскую” тематику в мировой информационной сети можно условно разделить на две больших категории. Первая характеризуется формулой “Наконец-то свободолюбивій русский народ восстал против Партии Жуликов и Воров”, вторая укладывается в формулу “Российские оранжоиды на деньги Госдепа США организуют в Москве цветную революцию”.

У обеих категорий - свои символы веры, своя идеология и мифология. Одни увешивают свои пальто, сумки, автомобили и аватарки в ЖЖ и Фейсбуке белыми ленточками, другие отпускают по этому поводу язвительные комментарии, однако не могут предложить взамен ничего толкового.

Апофеозом маразма первых выглядит сайт “Белая лента”. Созданный еще два месяца тому назад сайт делает вид, будто такая предусмотрительность - простое совпадение, и с благодушным упорством опытного свидетеля Иеговы убеждает посетителей цеплять на себя и на окружающих белые ленточки, “чтобы власть знала: нас - много”.

Апофеозом маразма вторых стал ролик “Отстоим страну”, который в головы зрителей втемяшивает простую как валенок идею, что всякое движение против Тандема заранее проплачено из-за рубежа и неминуемо приведет к кошмарному ливийскому сценарию, а потому надо сидеть и не рыпаться - или даже добровольно вставать на защиту шатающегося трона мистера Пу.

Что характерно, обе точки зрения выражают какую-то часть правды, но в то же время совершенно не отражают картины в целом.

“Едро” теряет хватку?

Прежде всего, дыма без огня не бывает. Госдеп США может купить (или - сделаем им незаслуженный комплимент - не купить, а сагитировать) Немцова и Чирикову - и почти наверняка уже давно сделал это. Но Госдеп не может купить десятки тысяч москвичей, которые выходили 5 и 6 декабря и снова выйдут 10 декабря на улицы столицы. Не может Госдеп купить миллионы россиян, которые 4 декабря проголосовали за КПРФ, “Справедливую Россию” и другие партии, а на следующий день обнаружили, что их голоса зачли “Единой России”. Не может их Госдеп купить уже по той простой причине, что не смогло их купить “Едро” пополам с Общероссийским Народным фронтом, а ведь у них возможностей для покупки было поболее, нежели у ведомства Хиллари Клинтон.

Избирателя вообще нельзя купить единоразовыми подачками - если, конечно, этот избиратель - не разновидность бабушки Черновецкого, а таких в России все-таки меньшинство. Избирателя можно купить долгосрочными вложениями, но вот с этим как раз у Партии Жуликов и Воров большие проблемы, поскольку нефть дешевеет, доходы государства серьезно уменьшились, а запасы традиционно попилены и поделены.

Кроме того, как всякая монопольная структура, “Едро” утратило гибкость и смекалку и в своей организационной работе все больше напоминает позднюю КПСС со всеми вытекающими неутешительными последствиями.

Таким образом, Государство Российское накануне выборов оказалось перед серьезной проблемой: ни финансовой, ни организационной возможности обеспечить голосование хотя бы на уровне прошлых выборов в Госдуму у него не было. А раз так, то перед Путиным и компанией было только два выхода.

Первый - сфальсифицировать выборы не сильно и поделиться властью с прошедшими в Думу партиями вроде КПРФ, ЛДПР и “Справедливой России”. Известно, что “передовые отряды” этих партий сделаны примерно из того же человеческого материала, что и деятели “Единой России”. Недаром в самом начале становления путинской вертикали губернаторы - коммунисты так легко перебегали в партию власти. Однако лапы “Единой РОссии” настолько затекли на рукоятях государственного штурвала, что не смогли разжаться даже ради того чтобы попилить власть.

Потому был задействован второй, самый тупой вариант из всех возможных - сфальсифицировать выборы по полной программе. Но и здесь единороссы не справились. Во-первых, потому что голосовавших за “Единую Россию” было намного меньше того количества, которое позволяло бы успешно фальсифицировать выборы, не создавая вопиющего несоответствия между голосованием и его результатами. А во-вторых, потому что власть оказалсь не готова к столь массовому нежеланию граждан России мириться с фальсификациями.

Синица в руках проигравших

Заметим здесь еще один кажущийся парадокс. Приписанные “Едру” проценты были отняты у “Справедливой России”, КПРФ и ЛДПР. То есть, именно эти партии можно считать пострадавшими от фальсификации. Мелочь вроде “Правого дела”, “Патриотов России” и “Яблока” не стоит даже рассматривать - их “популярность” даже при самых честных выборах не позволила бы им преодолеть проходной барьер.

Однако вовсе не пострадавшие от фальсификаций партии организовывают протесты в России. Они плетутся в хвосте событий. Компартия Российской Федерации - второе место на выборах - посылает своего представителя на митинг против фальсификаций, чтобы тот выступил и донес до протестующих позицию партии. И это вместо того чтобы выступить инициатором акции и возглавить протесты организационно и идейно - недаром же сотни тысяч москвичей отдали голоса именно КПРФ!

И это наиболее мощная якобы оппозиционная партия в России! “Справедливая Россия” же и вовсе носит ярлык социал-демократического филиала “ЕР”. О партии Жириновского и говорить нечего.

Почему же партии, обладающие организационными возможностями для проведения акций протеста, проявили такую пассивность? Да потому что даже “ощипанные” проценты, полученные КПРФ, ЛДПР и СР, примерно в полтора раза больше, чем на выборах 2007 года. Это синица в руках, которые дрожат при одной только мысли о необходимости брать на себя журавля, то есть власть и ответственность за ситуацию в государстве.

Ведь ситуация - мама не горюй: как мы уже упоминали, нефть дешевеет, а формировать доходную часть бюджета иначе чем из нефтяных прибылей никто в России не умеет.

Проигравшие партии искренне надеются на сохранение status quo и от души желают скорейшего прекращения протестов - пора осваивать новые возможности разросшихся фракций и обильное финансирование парламентских партий из госбюджета.

Украденные голоса

На улицы вышли не те, у кого украдены проценты, а те, у кого украдены голоса. Те, у кого украдено государство, а будущее стиснуто рамками коррупционной сырьевой авторитарной державы. На улицы вышли простые москвичи.

Вышла масса, которой осточертели одни и те же воры у власти. Осточертел произвол полиции и чиновничества. И последней каплей стала кража голосов на выборах.

Не стоит грешить на твиттер и фейсбук - не социальные сети начинают беспорядки. Как 10 лет назад их начинали не мобильные телефоны, 60 лет назад - не радио, а 100 лет назад - не листовки, отпечатанные на гексографе. Это лишь инструменты в умелых руках, управляемых сообразительными мозгами.

Даже самый стихийный протест всегда кто-нибудь да возглавляет. Поскольку большие политики не чесались, за дело взялись политические маргиналы. Одними из первых позвали москвичей на улицы радикалы из “Левого Фронта” и активисты “Солидарности”. Тут же подключились давние лузеры-либералы вроде Немцова.

Более восьмисот задержанных - вот итог акций протеста против фальсифицированных выборов. На митингах в полный рост проявилась нехватка опыта уличной борьбы и вообще отсутствие четкой организации в рядах участников манифестаций. С таким количеством людей на площади при умелой тактике, освоенной и успешно применяемой по всему миру, можно было бы диктовать полиции условия акции. Но чего нет - того нет, и полиция успешно реализовала свое преимущество.

Первые неудачи раззадорили зачинщиков - но и дали повод им обвинять друг друга в провокациях. На 10 декабря был намечен мощный митинг на площади Революции. Его заявителем выступил “Левый Фронт”. Однако Немцов и Рыжков на сепаратных переговорах с властями приняли настойчивое предложение мэрии о переносе митинга на Болотную площадь.

Власти понять можно: площадь Революции прекрасный плацдарм для начала движения к зданиям всех органов власти РФ. Тогда как Болотная - достаточно изолированный участок, который легко блокировать в случае необходимости.

Организаторы митинга - лидер “Левого Фронта” Удальцова вместе с немедленно примчавшейся из Брюсселя активисткой “несогласных” Евгенией Чириковой половину пятницы громко возмущались предательством “продажных либералов”... А потом призвали всех идти с площади Революции на Болотную. Совместное видео-заявление записной экологической активистки Чириковой, левой радикалки Удальцовой и правого прохиндея Немцова должно было продемонстрировать единство антипутинской оппозиции, но выглядело так, будто две девочки очень нехотя согласились на оральный секс с опытным ловеласом Борисом Ефимовичем и теперь пытаются оправдать этот акт высокими мотивами.

В любом случае, впервые за много лет как левые, так и право-либеральные политические карлики получили возможность выступить перед многими тысячами радикально настроенных сограждан. Никто пока не берется однозначно предсказать, выйдет ли нынешний протестный пар в свисток или же заставит режим дрогнуть.

Главное требование акции протеста - новые честные выборы. Но очевидно, что мирные митинги - не тот метод, которым можно заставить путинскую власть пойти на уступки. Значит, следует ждать либо постепенной капитуляции протестующих, либо - радикализации протестов вплоть до открытого столкновения с силами правопорядка.

Фактор Пу

Силу власть применит, разумеется, без лишней рефлексии. Недаром в столицу стянуты внутренние войска, спецмашины для подавления беспорядков и бронетехника. Смешно было бы думать, что Тандем позволит кому бы то ни было угрожать своей стабильности.

Ведь на кону не только спокойствие в государстве. Речь идет о репутации Путина в мире. Если до сих пор это был лидер, способный держать в узде и полностью контролировать огромную и не слишком благополучную страну, то теперь ему грозит прослыть неудачником, не способным, как мы уже писали, ни выиграть выборы честно, ни сфальсифицировать их без последствий. С прежним Путиным, при всей его авторитарности, Запад был готов сотрудничать. С новым Путиным вести дела опасно и несолидно: он теперь ненадежный партнер. Для восстановления своего статуса ВВП может пойти на очень жесткие меры. Вопрос, поможет ли ему это.

Кстати, не исключен вариант, что Путин перехитрил сам себя. Если вспомнить затею с Общероссийским Народным фронтом Путина и Медведевым во главе “Единой России”, то можно предположить, что весь сценарий с проигрышем и последующей фальсификацией выборов ВВП просчитал заранее. Недаром он поставил бутафорского президента во главе партийного списка “ЕР”. Теперь у Путина появился формальный повод дистанцироваться и от нарушений избирательного законодательства, и от дискредитировавшей себя “Единой России”, и от жалкого клоуна Медведева лично. Сбросив этот политический балласт за борт (там, где неглубоко, чтобы потом вытащить), Путин весь в белом пойдет в президенты - и, разумеется, победит.

Одно утешает. Жизнь - штука крайне сложная, и какой-нибудь непредвиденный фактор может вывести ситуацию из-под контроля ВВП. Чем все тогда закончится - гадать не будем. Потому что на самом деле тогда-то все только начнется...