Россияне: вопросов нет, вопросы есть

Меньше всего хлопот с воспроизводством своей власти возникает у отмороженных тоталитарных режимов, самых независимых в мире. 
Гниют себе за колючей проволокой и вся недолга. Великие тоталитарные режимы, сталкиваясь с системной проблемой передачи власти, решают ее по секрету от всех, с минимальными затратами и внешними эффектами.


Воспроизводство власти в демократических странах, дело, напротив, затратное, но вполне привычное и неизбежное как наступление весны.
В назначенный срок пройдут выборы, побежденные поздравят победителей, и жизнь продолжается.

Одним словом, все как-то устроились и, как теперь говорят, не парятся.
Зато самобытные авторитарные режимы, притворяющиеся нормальными демократиями, вынуждены вечно что-то придумывать. Им ведь надо и власть сохранить, и приличия соблюсти. А для этого рано или поздно идти на выборы. Задача власти тем самым в том, чтобы формально конкурентные выборы непременно выиграть, не дав оппозиции ни одного шанса на победу.

Стандартные рецепты известны.
Свести к минимуму номенклатуру выборных должностей. Провести чистку легальной оппозиции, устранив непримиримых конкурентов власти. Установить монопольный контроль над национальными СМИ. Поставить на службу «правительственной» партии весь профессиональный государственный аппарат. Наладить «правильный» подсчет голосов избирателей. Казалось бы, все схвачено. Но психология авторитарной власти такова, что этого «малого джентльменского набора» ей никогда не хватает. Последним рубежом защиты от собственного народа становятся для авторитарной власти прямые нарушения законов о выборах.

Пример России в этом смысле, увы, чрезвычайно типичен.
Вброс «правильных» бюллетеней, голосование по спущенной сверху разнарядке на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, злоупотребления с так называемыми «открепительными удостоверениями», многократное голосование платных «избирателей» по принципу «карусели»…
Все эти нарушения повсеместны и не приобрели, как утверждает Владислав Сурков, «промышленных масштабов» разве лишь потому, что в России почти не осталось промышленности. И здесь возникают вопросы. Причем не к власти.

Давно известен ответ на вопрос “Who is Mr. Putin?”.
Давно понятно, что через десять с лишним лет после его прихода к власти, в государственных органах доминируют люди, отобранные отнюдь не по признакам честности и неподкупности.

С властью, одним словом, все давно ясно.

Вопрос к тем сотням тысяч, если не к миллионам, рядовых граждан, бывших «простых советских людей», без деятельного участия которых выборные махинации были бы невозможны.

Председатель участковой избирательной комиссии в Москве потихоньку обрабатывает стопку бюллетеней, ставя галочку в графе 6 за «Единую Россию».
Там же в Москве избирательные урны чуть ли не на треть заполненные бюллетенями с галочкой в графе 6 еще до начала голосования. Такая же история в Новокузнецке и Екатеринбурге. Механизированные «карусельщики» в Екатеринбурге, Москве и в городе Балашов Саратовской области. Вброс бюллетеней в Москве, совершенный группой «избирателей». Скупка открепительных удостоверений в Великом Новгороде. Сотрудница избиркома на Чукотке, торопливо ставящая галочки в графе 6, перед тем как раздать бюллетени растерянным избирателям. Сотрудницы избиркомов, безропотно выдающие бюллетени незарегистрированным «избирателям» при предъявлении ими паспорта со специальной наклейкой или какого-нибудь трамвайного билета.

Повторю еще раз, к тем, кто придумал все эти фокусы, и к тем, кто их в упор не замечает, вопросов давно нет: они «государевы люди» и этим все сказано. Зато к тем, кто их исполнял, есть.

Вы считаете себя честными людьми?
Кто-то из вас говорит, что верит в бога. Как насчет его заповедей? Многие из вас – школьные учителя. Так и будете учить детей разумному, доброму, вечному, забыв о том, как только что солгали? Среди вас молодежь из поколения «пепси», приученная лгать за небольшие деньги. Сколько у.е. вы стоите? Есть среди вас и люди в возрасте, выросшие в СССР. Кто-то из вас двадцать лет назад ходил на стотысячные митинги за демократию, кто-то защищал в 1991 году Белый Дом. Что с вами стало? Кто-нибудь из вас еще помнит популярный в те годы призыв Солженицына «жить не по лжи»?

Принято считать, что едва ли не любая власть лжива и цинична лишь настолько, насколько позволяют ей «подданные».
Вот и задумаемся, какой могла бы стать наша власть без добровольной помощи сотен тысяч, если не миллионов своих добровольных помощников, всегда готовых солгать якобы ради ее благополучия.