Страна Сюрпризов: Джим О’Нил о перспективах экономики РФ

На модерации Отложенный

Россию часто называют страной БРИК, не вписывающейся в рамки этой группы.

Якобы со своим стареющим населением, зависимостью от нефти и газа и повсеместной коррупцией она просто не может играть в одной лиге с такими динамично развивающимися странами, как Бразилия, Индия и Китай.

Однако у изобретателя термина БРИК Джима О'Нила (Jim O'Neill) иное мнение. В его книге «География роста» («The Growth Map»), вышедшей к десятилетию знаменитой аббревиатуры, предложение исключить Россию из БРИК решительно отвергается. В характерной прямолинейной манере автор аргументирует свою позицию тем, что Россия способна превзойти не только другие страны БРИК, но и «все другие страны Европы» по величине ВВП на душу населения - и войти в Европейский Союз.

По его мнению: «Если Россия реализует свой потенциал, это поставит перед Европейским Союзом и миром в целом множество сложных и интересных политических и социальных вопросов - помимо очевидных экономических. Для ЕС пограничное соседство с более процветающей страной станет довольно неординарным явлением. Если это не приведет к конфликту с Россией, то, возможно, повысит вероятность ее вхождения в ЕС».

Бывший главный экономист Goldman Sachs, а ныне президент подразделения этой группы, специализирующегося на управлении активами, точно называет стоящие перед Россией задачи. Во главу угла ставится демография - сокращение смертности от пьянства и стимулирование рождаемости.

По его оценке, если удастся справиться с сокращением населения, к 2050 году Россия легко доведет объем валового национального продукта до $10 000 млрд - приблизительно сравнявшись с Бразилией. И даже если нет, вполне достижим уровень в $7000 млрд (в четыре раза выше нынешнего).

По словам О'Нила: «Все изложенное необходимо держать в уме, рассуждая о ‘мрачных' перспективах России. Этой стране не нужен ускоренный рост. Достаточно просто избегать кризисов. И тогда она обойдет Италию по объему ВВП уже в 2017 году, а за десятилетие с 2020 по 2030 - плавно опередит Францию, Великобританию и, в конечном итоге Германию».
Западные обвинения российских властей в авторитаризме О'Нил едва удостаивает вниманием, ссылаясь на то, что большинство граждан страны не слишком озабочено отсутствием прогресса в строительстве демократии.

Он считает, что политическая «антипатия» мешает критикам России оценить по достоинству такие ее преимущества, как высокий уровень технологического развития и образования.
Не отрицая существующих сложностей в борьбе с коррупцией и обеспечении законности, Джим ссылается на пример Италии, экономика которой «долгие годы очень неплохо справлялась» в условиях несомненной слабости закона.

Вместе со многими экономистами (включая и российских реформаторов) О'Нил называет ключом к успеху диверсификацию ориентированной на эксплуатацию природных ресурсов экономики в направлении высококачественного производства. По его мнению, Россия даже может стать важной экспортной базой для транснациональных компаний, заинтересованных в работе в бывших Советских Республиках, Иране, Ираке и других странах Ближнего Востока и Центральной Азии.

С точки зрения критиков России это может выглядеть некоторой маниловщиной. О'Нил не раскрывает своих представлений о том, как будет происходить необходимая диверсификация экономики, - а вопрос непрост, учитывая что российские реформаторы бьются над ним уже почти 20 лет и без заметных успехов.
Падение цен могло бы вынудить российское государство к реструктуризации, лишив его доходов и подтолкнув к стимулированию экономической деятельности, не связанной с энергоносителями и минеральным сырьем. Однако спутником шоковых преобразований часто оказывается рецессия - и, возможно, волнения в обществе. Все это нависает вполне реальной тучей над радужными прогнозами О'Нила.

Книга «География роста: экономические перспективы в странах БРИК и за их пределами» дает широкую панораму развития стран БРИК с момента ввода этого сокращения в оборот в 2001 году и включает прогнозы на предстоящие 10-40 лет.

Также рассматриваются перспективы Южной Кореи, Мексики, Турции, Индонезии и других развивающихся стран. Впрочем, автор не жалует последнее выражение, предпочитая ему словосочетание «растущие рынки». Правда, оно не может похвастаться звучностью БРИК. Но прежние границы определенно необходимо расширять. Быть может, И НЕ БРИК?

Шоу Трумана трейлер