Наезд на "Голос" и что из этого вышло
Ассоциация независимых наблюдателей «Голос» оказалась под давлением властей: организация получила порцию компромата в федеральных СМИ, угрозы проверки прокуратурой и лишилась баннера совместного с «Газетой.Ru» проекта, а из партнерского издания уволился курировавший проект менеджер
В случившейся с «Голосом» истории забавнее всего то, что власть сделала ровно то, что называла клеветой на себя: оттеснила врага, используя административный ресурс.
За несколько дней до парламентских выборов «Российская газета» и портал Infox.ru опубликовали материалы о том, что ассоциация независимых наблюдателей «Голос» существует на западные гранты и дестабилизирует политическую обстановку в России своими недостоверными наблюдениями. Одновременно с этим сотрудники «Голоса» сообщили, что к ним офис «под видом корреспондентов НТВ» нагрянула съемочная группа с провокационными вопросами, и выложили видеозапись этого визита. На опубликованном видео хамоватый корреспондент задает вопросы вроде «Почему вы работаете на ЦРУ?», а голос за кадром, принадлежащий исполнительному директору организации Григорию Мельконьянцу, отвечает лишь: «Вы — сурковская пропаганда» (около 80 раз). Ролик облетел весь Рунет. Параллельно штатные блогеры-пропагандисты (вроде Константина Рыкова) клянут «Голос», называя сотрудников ассоциации то западными наймитами, то сумасшедшими. В среду вечером появляется сообщение о том, что три депутата обратились в Генпрокуратуру с просьбой закрыть ассоциацию «Голос», а сегодня утром журналисты и правозащитники с удивлением обнаружили, что с сайта «Газеты.Ru», всегда считавшейся изданием независимым, сняли баннер совместного проекта с «Голосом» — «Карты нарушений на выборах». Главный редактор объяснил это необходимостью освобождения места под коммерческую рекламу, его первый заместитель Роман Баданин днем уволился, а вечером НТВ анонсировали «разоблачительный» фильм про «Голос».
Да, «Голос» существовал в основном на западные гранты — он этого и не скрывал. Но «Голос» был и остается единственной организацией в России, занимающейся мониторингом, а не имитацией мониторинга выборов. Там работают люди, которым нет оснований не доверять. Если не «Голос», то остается какой-нибудь «Честный выбор» или «Гражданский контроль», которые возглавляют люди околопартийные или околоциковские. В отличие от большинства присурковских агентов, которые последовательно шельмовали «Голос» с начала антиголосовской кампании, я читала итоговые доклады почти всех наблюдателей и правозащитников по итогам, например, последних мартовских региональных выборов. Да, нарушают абсолютно все партии. Большинство кандидатов от любых партий — жулики и воры в равной степени. Только, в отличие от прикормленных или созданных Кремлем и ЦИКом «правозащитных» организаций, «Голос» фиксировал похожую на реальность пропорцию всех нарушений: ну что ж поделать, если административный ресурс в этой стране есть только у одной партии.
Часть «мнимых» правозащитников (формально независимых от власти неправительственных организаций, существующих на государственные гранты и обслуживающих интересы государства) нарушений «Единой России» не замечала вообще, зато с удовольствием обсасывала очередное решение суда по очередному Навальному и писала, что доверие к выборам растет.
Что нам хотели сказать в размещенных на нескольких ресурсах материалах о неблагонадежности «Голоса», что хотели продемонстрировать? Что наши выборы честные, никакого админресурса нет, кандидатов не закрывают просто так, СМИ не душат, а «Голос» все врет, потому что он — пропаганда Госдепа. Как нам это сказали? Применив стандартную схему: размещение компромата в СМИ и травля на НТВ. Такое, например, мы наблюдали с Лужковым. Следующий шаг — депутатский запрос в прокуратуру. Это своеобразный способ троллинга врагов: проверки может и не быть, прокуратура отпишется формальной бумажкой «для проверки нет оснований», но осадочек останется. Иногда даже можно само заявление не отправлять.
Конечно, звездная тройка депутатов — Назаров, Беляков, Рохмистров — не по своей инициативе это написали. То, что в подписантах представители трех партий (ЕР, СР, ЛДПР), а не одна, — это вовсе не «разводка для раскола "Справедливой России"», как многие предположили: это тоже довольно стандартный политический жест. Важно было показать, что «представители всех парламентских партий против антинародной организации». Почему не смогли найти ни одного коммуниста — это тоже вопрос. Что припомнили этой троице: уголовные дела, покупку мандатов, продление полномочий, — уже даже неважно, важно, что предъява сработала. Потому что даже самые «чего изволите» политики понимают: есть вещи, которые переходят грань приличия, например, подача жалобы на авторитетных правозащитников. Это не неприкосновенность избранной организации (хотя, думаю, штатные пропагандисты именно так про «Голос» и будут кричать), а чувство приличия.
Это все было бы очень смешной закольцованной историей про знаменитый ролик «Вы — сурковская пропаганда», если бы последней жертвой красивого политического процесса не стала «Газета.Ru», с которой таинственным образом после развернутой кампании исчез баннер «Карты нарушений» и первый замглавреда.
Вот теперь самое время прочитать доклады какого-нибудь Российского фонда свободных выборов о том, что выборы стали еще честнее, парламентарии проявляют активность, административный ресурс не применяется ни к наблюдателям, ни к избирателям, ни к СМИ.
P. S. Полагаю, что от меня ожидают как минимум ответа на вопрос, почему мы все разом не уволились из «Газеты.Ru» вслед за Романом Баданиным. Отвечаю за себя: я чувствую обязательство довести проект «Выборы» (в глобальном смысле этого слова) до конца, несмотря ни на что.
Комментарии