Сирийцы предупреждают Россию: следующими будете вы

На модерации Отложенный

Сирийцы предупреждают Россию о том, что следующей точкой нестабильности вслед за арабской Африкой и Ближним Востоком будет постсоветское пространство.

На днях в Россию из Сирии вернулась делегация, которая включала представителей партий, общественных движений и журналистов. Они смогли пообщаться с президентом Башаром Асадом, губернаторами, побывать на митингах, которые проходят в сирийских городах. "Из первых рук" они узнавали, действительно ли российская группировка кораблей направлялась к Тартусу. Своими впечатлениями о ситуации в осажденной со всех сторон Сирии в беседе с Накануне.RU поделился участник делегации, лидер екатеринбургского комсомола Александр Ивачёв.

Вопрос: Александр, расскажите, какая была цель поездки российской делегации в Сирию? Кто входил в делегацию?

Александр Ивачёв: Мы ездили в Сирию по приглашению Союза сирийских студентов, это организация очень влиятельная, она сумела организовать нам встречу с президентом, четырьмя губернаторами, главным муфтием и патриархом этой страны. Проехали по всей Сирии, побывали на двух крупных митингах - в Тартусе и Дамаске. Делегация включала представителей политпартий, общественных движений, журналистов, всего - около 30 человек.

Вопрос: С Урала только Вы были?

Александр Ивачёв: Да, с Урала был только я.

Вопрос: К русским как относятся в Сирии?

Александр Ивачёв: Очень хорошо. Я не ожидал такого отношения. У нас здесь Сирией мало интересуются, а там все взгляды на Россию обращены. Народ ждет от русских помощи, поддержки, везде русские флаги, растяжки самодельные "Thank you, Russia". Там русских очень любят.

Вопрос: Какие впечатления сложились о политической ситуации?

Александр Ивачёв: Там есть определенные оппозиционные группы. Они не по всей стране "размазаны", а сосредоточены в трех городах - это Хама, Хомс и Дара. Там сильны исламистские группировки, в первую очередь, это "Братья мусульмане". Вообще, президент Башар Асад определил такой состав. Оппозиционные группы можно разделить на три вида: малочисленная группа "Аль-Каеды", также малочисленная группа "Братьев мусульман" (но они больший вес имеют в этом движении и, по сути, им управляют) и большая часть - люди, в этих движениях не состоящие. Насколько можно судить, это люди, у которых сохранились старые обиды за прошлое. В том же Хаме в 1982 году отец Башара Асада, когда остро стояла проблема с "Братьями мусульманами", "вырезал" 20-40 тыс. человек. Все это помнят. Кроме того, сам Асад - представитель алавитов, хотя большинство там суннитское. "Братья мусульмане" на этом играют, говоря о том, что, мол, нами правят неверные.

Вопрос: И Турция, также имеющая проблемы с алавитами, нашла повод подключиться.

Александр Ивачёв: Да, и в целом впечатление такое: если внешнего вмешательства не будет со стороны НАТО, помощи со стороны Турции, то все будет спокойно, Асад справится с ситуацией, потому что у самих этих групп нет средств и возможностей что-то устроить. Руководитель главного сирийского ТВ-канала рассказывал о том, что около 60 тыс. человек участвуют в выступлениях, при населении страны в 23-24 млн. Сирийская армия насчитывает 350 тыс. военнослужащих.

Вопрос: То есть, по настроению, словам Асада не видно, что он готовится сдавать власть?

Александр Ивачёв: Нет, этого не видно, и я думаю, что он не будет ее отдавать.

Вопрос: Как он характеризует отношения с турками?

Александр Ивачёв: Там конфронтация четкая. У Турции есть определенные амбиции в этом регионе. Большинство поставок оружия, которые перехватываются, идут со стороны Турции.

Турция активно помогает оружием, деньгами сторонникам оппозиции. Каждый день на местных каналах показывают сводки, как на границах перехватывается оружие. При этом надо отметить, что у них ношение оружия обычными людьми запрещено.

Вопрос: Что Башар Асад говорит о введенных экономических санкциях, о призывах США к тому, чтобы Совбез ООН принял какие-то новые решения по Сирии?

Александр Ивачёв: Конечно, они обижены и считают предательством со стороны ЛАГ такие санкции. Они упирают на то, что это решение противоречит уставу ЛАГ, поскольку должно быть единогласным. Они говорят, что смогут перестроить экономику, что есть ряд стран, куда можно перенаправить экспорт, в частности, называют Ирак. Об этом говорят и президент, и губернаторы. Понадеемся, что так будет, но мне кажется, что в этом вопросе они все же немного лукавят. Они однозначно несут экономические потери, это факт. У них снижение объемов по туризму произошло на 90%. Что касается НАТО, то Асад высказал уверенность, что НАТО не будет против Сирии проводить операцию.

Вопрос: Почему?

Александр Ивачёв: Ответ такой: мы - не Ливия, у нас мощная армия, мы ключевой регион, и прямого военного вмешательства не будет. Это же я слышал от представителей военного штаба. Они, может, и ждут этого и готовятся, но официально такой вариант не рассматривается.

Вопрос: Пока там находилась ваша делегация, появлялась информация о приближении сначала группировки военных кораблей России к Тартусу, потом - американских. Все-таки, были корабли или не было?

Александр Ивачёв: Я был в Тартусе как раз в последний день, и там прошел очередной слух о том, что "Адмирал Кузнецов" вот-вот подойдет к Сирии. Я вам скажу, что наших кораблей там очень ждут! Это новость №1 будет, когда они подойдут. Этот вопрос постоянно обсуждается, но ни тому, ни другому нет подтверждения. Мы сидим за одним столом с губернатором Тартуса, приходит информация на информленты. Мы спрашиваем его, а он начинает уходить от ответа. В итоге выясняется, что там даже близко ничего нет. Это политический момент, и они не хотят отвечать на такие вопросы. Но они стараются поддерживать в людях веру, что все будет хорошо и что русские придут на помощь.

Вопрос: Говорил ли Башад Асад о том, зачем в целом нужна Западу дестабилизация ситуации в арабской Африке, на Ближнем Востоке?

Александр Ивачёв: Да. Прессуя Сирию, Запад и определенные арабские страны решают две задачи. Первая и, наверное, главная задача - изоляция Ирана. Иран сейчас находится в кольце недружественных государств, и единственное исключение - это Сирия, которая, к тому же имеет выход к Средиземному морю. Соответственно, это хороший союзник в транспортировке газа и нефти. Если Сирию разрывают на несколько частей и ввергают в хаос междоусобных войн, то они изолируют Иран, и он теряет свое влияние, свои возможности транспортировать энергоресурсы. Второй момент - русская база в Тартусе. Если ситуация в Сирии будет развиваться негативно, то у России в Средиземном море не останется ни одного порта. Они двух зайцев этим убьют. России однозначно нужно держаться за Сирию.

Но, кроме того, он говорит и о том, что если с Сирией закончат, то следующими будем мы. Начнут с окружения наших бывших советских республик, а потом доберутся и до России. "Мы - последние, кто перед вами", - говорят в Сирии. Они не отделяют свою ситуацию от ситуации в России и в мире. Просто они слабее, и по ним ударили в первую очередь. А мы - следующие, мы на подходе. Там все это видят четко и говорят об этом.