Сергей Собянин: я никого не покрываю
И индульгенции от мэра Москвы не получит никто
Почему губернаторы встают во главе списков «Единой России»? Что ждёт чиновников, если люди не придут на выборы? Как бороться с наследием Ю. Лужкова? На эти и другие вопросы ответил столичный градоначальник Сергей Собянин в беседе с главным редактором «АиФ» Николаем Зятьковым.
Надо же чему-то учиться!
«АиФ»: - Сергей Семёнович, вы стали не только мэром Москвы, но и политиком. Возглавили столичный список «единороссов». Но партий у нас официально семь. Как бы вы сформулировали, что такое «Единая Россия»?
С.С.: - Я достаточно много и давно работаю с парламентом. Делал это и в Совете Федерации (в качестве председателя Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. - Ред.), и когда был губернатором Тюменской области (с 2001 по 2005 г. - Ред.). И считаю, что до создания «Единой России» и установления в Госдуме большинства правительственной президентской партии работать было фактически невозможно. Ни один нормальный закон не принимался, зато много было демагогии и мало толку. И не как политик, а как прагматик, который занимается городским хозяйством, я считаю, что сегодняшней ситуацией нужно дорожить. Потому что она означает стабильность развития страны, стабильность развития региона. Ну посмотрите, что происходит в других странах, к примеру в США. Как только президент теряет большинство в сенате или конгрессе, он становится недееспособным, а страну начинает лихорадить. Но Россия ещё не до конца встала на ноги. И если к существующим проблемам добавить политический кризис управления, боюсь, мы потеряем страну. Поймите, я так говорю, потому что за ту жизнь, которую прожил, видел разное.
«АиФ»: - Понимаю. Но на практике некоторые избиратели удивляются, зачем, если речь идёт о парламентской партии, привлекать губернаторов и мэров в качестве паровозов? Ведь получается, что люди как бы голосуют за личности, которых хорошо знают и которым доверяют, а потом в Госдуме оказывается второй состав и те персоны, фамилии которых, бывает, никому и не известны. Если бы мэры не возглавляли списки, «Единая Россия» получила бы чуть меньше голосов, депутатские кресла разделила бы с ещё двумя-тремя политическими силами, кому от этого стало бы хуже? У нас же нет националистических партий. Все декларируют, что хотят людям добра.
С.С.: - Это тот же вопрос, только с другой стороны... (Смеётся.) Ни с кем никто в Госдуме договариваться не будет, оппозиционные партии станут добивать страну, растаскивая её до конца. Была у компартии первых времён такая поговорка - чем хуже для родины, тем лучше для партии. Всё пойдёт ровно по такому же сценарию. Можно оспаривать.
Но я видел, как это происходило. И не в 1917 году, а в 1990-х. Знаете, почему те или иные губернаторы списки возглавляют? Партия сейчас - это структура, которая работает и на парламентском поле, и на поле исполнительной власти. Это две стороны одной и той же медали. Но всю ответственность непосредственно перед населением, к примеру в Москве, несут не депутаты. Они, конечно, в состоянии посочувствовать, что подъезд не отремонтирован и лавочек у детской площадки нет. И что толку? Не они отвечают за это. Это мои вопросы! А людей-то именно они и беспокоят. И москвичи своё отношение к ним переносят на партию в целом.
Для России нужно, чтобы президент, правительство опирались на большинство в Госдуме. Когда-нибудь, возможно, наступят другие времена. Но тогда и будет нужно менять структуру управления страной - вводить парламентскую республику, когда правительство формируется из числа депутатов. Кстати, это пыталась сделать Украина. И Киргизия тоже. И что? Всё обернулось полным коллапсом, анархией и революцией. Да и у нас это было! Председателя Верховного Совета выбрали депутаты, ровно через год это закончилось стрельбой по Белому дому. Мы можем попытаться ещё раз пройти этот путь. Но надо же чему-то учиться в конце концов!
«АиФ»: - Да, закончилось плачевно. Но, когда законы разрабатываются и решения принимаются, важно иметь оппозицию... Бориса Николаевича заносило в сторону, и другие люди от этого не застрахованы. Власть пьянит. Другое дело, что все тогда, в 1990-е, действительно были настроены враждебно друг к другу.
С.С.: - Спасибо, что вы это ещё помните!
Никому никаких индульгенций
«АиФ»: - Но... как использовать тот же самый административный ресурс - серьёзный вопрос. Вы говорили, что будете оценивать работу своих подчинённых по итогам выборов. В зависимости от того, как население отнесётся к партии. То есть, если москвичи не придут на избирательные участки, некоторым не сносить головы?
С.С.: - У нас нет выборов мэра. И люди, бывает, говорят, что мы не избирали себе градоначальника. Вот сейчас в стране конкретная выборная ситуация. Столичные руководители префектур, главы управ являются членами «ЕР». И они, а вместе с ними и я 4 декабря получат непосредственную оценку своей работе. Конечно, я не собираюсь никого просто так взять и уволить. Но, если район или округ «провалится» не просто по соцопросам, а по реальному голосованию, это повод задуматься - что же происходит?
«АиФ»: - Сергей Семёнович, как же тогда получается: префектом или главой управы в Москве не может быть коммунист или представитель другой партии?
С.С.: - Быть может. Но таковых сегодня нет.
«АиФ»: - Проработав уже больше года на посту мэра, увидели, наверное, все грехи предшественника. Почему не критикуете его? Не хотите навредить себе или не позволяют убеждения?
С.С.: - Чтобы оценивать Ю. Лужкова, нужно было пройти с ним путь от начала 1990-х до сегодняшнего времени. Он работал в тех условиях. Много сделал хорошего для города. Наверное, у него были проблемы, особенно в последние годы. Но это его проблемы. У города они тоже есть и связаны с эффективностью управления. А давать оценки - не то что аморально, абсолютно неэффективно. Этого не делал никогда, хотя много постов сменил в своей жизни, но не было прецедента, чтобы я пытался свалить вину на своего предшественника. Однако это не мешает мне анализировать происходящее в городе, чтобы понимать, как изменить существующую реальность к лучшему, и объяснить людям, почему что-то делается, а что-то - нет.
«АиФ»: - Тем не менее некоторое время назад все узнали, в чём выражалось недоверие Дмитрия Медведева к экс-мэру. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин объяснил этот шаг запредельным уровнем коррупции в Москве. Очевидно, что такая серьёзная проблема не могла исчезнуть со сменой руководителя. Что предпринимаете в этом плане?
С.С.: - Первое - подбор эффективных управленцев. Второе - никого не покрываю, если кто-то попадается на взятке или сомнительных действиях, - возбуждаются дела. И их в последнее время достаточно. Индульгенции не получат ни старые, ни новые члены команды. И третье - стараюсь системно «выбивать» из рук чиновников возможность получать взятки. Устраняю административные барьеры: не даю оснований принимать субъективные решения в тиши кабинетов, искусственно затягивать сроки и т. д. Из последних примеров - история с перепланировками квартир, когда люди годами ничего узаконить не могли. Разве разумно было устанавливать кондиционеры или менять унитазы с разрешения властей и за деньги? А сколько таких примеров, связанных с градостроительством? Лишних «согласователей» мы уже убрали из многих сфер жизни. И будем продолжать делать это и дальше.
Блоггеры в помощь чиновникам
«АиФ»: - Много ездите по городу, общаетесь с москвичами. Не боитесь, что к вашему приезду и траву красят, и довольных жизнью москвичей у подъездов выстраивают? Ведь кто из подчинённых осмелится расстроить шефа, от него же потом и получит?
С.С.: - Никуда не денешься - управленцы хотят показать работу лучшим образом.
Но знаете, что я про москвичей понял? Даже если предположить, что людей как-то подготовили к встрече со мной, они будут благодарить и улыбаться первые пять минут. А потом начинается свободная беседа на свободную тему: нам не покрасили фасад, тут должна быть скамеечка, а здесь поставили спортивную площадку вместо детской... И понеслось. И в этом, кстати, москвичи сильно отличаются от жителей других регионов - у них активная жизненная позиция. И того, что я на месте не сижу, постоянно передвигаюсь по городу (общее количество только официальных мероприятий за прошедший год перевалило за 500), достаточно, чтобы адекватно оценивать происходящее. Но я не могу дойти ногами до каждого. Поэтому имею ещё несколько источников информации: выполненную подрядчиками работу постоянно проверяют инспекции. К примеру, административная техническая инспекция, как мне кажется, работает объективно. Жилищная инспекция этим похвастаться пока не может. Мы там сейчас проводим большую чистку кадров, и, думаю, Мосжилинспекция в самом скором времени будет работать более эффективно.
Кроме того, постоянно опрашиваем москвичей на разные темы. Если раньше соцопросы проводили в целом по городу, то сейчас не только по районам, но и на выходе из школ, поликлиник, учреждений соцзащиты. Плюс к этому создали центр мониторинга общественного мнения, который заработал несколько недель назад, но мы уже получили первые сотни обращений. Запустили портал «Наш город», на который загружаем информацию о том, как выполняются подрядные работы за городской заказ. Уже имеем отклики, как отремонтированы дворы. Все недовольства и жалобы сразу отрабатываем. На очереди - оценки москвичей проведённого ремонта лифтового хозяйства. Дальше будем развивать программу «Открытое правительство», в которой прописан план работы с общественностью каждого комитета и департамента. А то что сегодня происходит? Блоггеры лучше чиновников знают, в каком районе какие проблемы, потому что способны обобщить десятки тысяч замечаний и предложений. Я и говорю чиновникам: не умеете сами делать так - пользуйтесь тем, что уже сделали за вас. Хотя тысячи людей в учреждениях трудятся, колоссальные бюджеты осваивают. Но современным образом организовать работу неспособны. А я один всё контролировать не могу. Поэтому нужно вовлечь в обсуждение проблем, выработку путей их решения и последующего контроля как можно больше неравнодушных москвичей.
Нарисовали и стоим?
«АиФ»: - Знаете ли вы, как относятся автолюбители к выделенным полосам? Начинание хорошее, но некоторые из них пока не загружены. Если бы стоящие рядом в пробке водители видели, что по спецполосам непрерывно идёт общественный транспорт, они бы не возмущались.
С.С.: - У нас нет времени для раскачки. Пять лет тому назад можно было бы делать это постепенно. Сегодня мы находимся на грани того, что движение вообще может остановиться. Только в Центральный округ приезжают 4,5 млн человек каждый день. Поэтому экспериментировать нет ни времени, ни возможности. И мы приняли решение о приоритете общественного транспорта. Москву ждёт массовое строительство новых веток и станций метро. И мы к этому уже приступили: в этом году вышли на 40 строительных площадок. Занялись пригородными перевозками, изменили тарифную политику - сделали единый проездной «Большая Москва» (месячный абонемент действует в радиусе 25 км от вокзалов и не имеет ограничений по числу поездок. - Ред.) для того, чтобы люди могли, не пересаживаясь, проехать до центра города. Ну и пытаемся придать ускорение наземному транспорту. Больно видеть, когда в пробках стоят машины с одним человеком за рулём, и тут же среди них трамваи, автобусы, троллейбусы, битком набитые людьми. Поэтому приняли решение выделить спецполосы для общественного транспорта. Плохо или хорошо - сиюминутные оценки. Мы проехали по этим улицам и увидели, что все правые ряды забиты стоящими машинами. Значит, автобусы не могут двигаться по ним и потому выезжают на другие полосы. Движение ухудшается ещё больше. Если запретить парковаться и пустить по выделенкам автобусы и троллейбусы, ситуация начнёт меняться в лучшую сторону. Мы нанесли 212 км полос, а задействовали примерно 90 км. 25 октября закончился сезон, когда можно наносить разметку на дороги. Ждать всю зиму - непозволительная роскошь. Полосы вводятся по мере установления на них камер фотовидеофиксации и развешивания знаков. Так что большинство пока работает в тестовом движении, что означает: если есть возможность - не заезжайте!
«АиФ»: - А про то, что автобусы редко ходят по ним, что скажете?
С.С.: - Да, не могут вначале часто ходить, машин на обочине полно! Самый длинный маршрут - полтора часа. Когда выделенная полоса освобождена и по ней организовано нормальное движение, автобусы тратят на маршрут вдвое меньше времени и начинают более интенсивно двигаться. После этого появляется возможность вводить транзитные маршруты - от МКАД до центра. Три таких маршрута с минимальным количеством остановок уже запущены (см. «Наполовину экспрессы», № 47 за 2011 г. - Ред.). Вместе с этим в начале выделенных полос делаем перехватывающие парковки. Параллельно стараемся настраивать по ходу движения светофоры, чтобы была зелёная волна для автобусов. Поверьте, от месяца к месяцу полосы станут работать интенсивнее. Да, это конфликтное решение, но мы его приняли.
Мигранты или туристы?
«АиФ»: - Как вы считаете, правильно ли привлекать трудовых мигрантов из соседних стран, когда нет работы и в некоторых российских регионах?
С.С.: - Конечно, лучше привлекать из русскоговорящих регионов. Но проблема в том, что некоторые недобросовестные работодатели в этом не заинтересованы. Иностранная рабочая сила, которая сегодня приезжает в Москву, находится вне конкуренции, потому что не легализуется как трудовые мигранты. Они прикидываются людьми, которые приехали отдохнуть и столицу посмотреть.
«АиФ»: - На самом же деле кормят свои семьи, оставшиеся на родине.
С.С.: - Да, но поскольку они не платят налогов, как делают это все остальные москвичи, то становятся для работодателя дешевле на 30-40%. Представляете, какое искушение сэкономить? Поэтому всеми правдами и неправдами фирмы и фирмочки пытаются нанять более дешёвую рабочую силу. Буквально в конце прошлой недели Госдума приняла закон, по которому иностранцы, трудовые мигранты, обязаны платить единый социальный налог. Это большой шаг вперёд. А то сегодня московские больницы принимают тысячи людей, нелегально работающих у нас, у которых, естественно, нет страховки. И мы лечим их за счёт москвичей. Что, разумеется, несправедливо.
В «Новую Москву» поедут все!
«АиФ»: - Когда впервые заговорили о присоединении к столице новых территорий, переезд чиновников в «Новую Москву», что называется, входил в программу. Теперь же ведомства предпочитают этот вопрос лишний раз не обсуждать. Вдруг обойдётся - и переезжать не придётся.
С.С.: - Будем стараться их перевезти.
«АиФ»: - А себя? Всех интересует, куда же поедет мэр со своей табуреткой, как вы однажды сами и пошутили.
С.С.: - И себя. Вместе с ними.
«АиФ»: - Понимаете, Сити почти в центре города нам тоже построили под предлогом того, что туда мэрию и Мосгордуму перевезут. И там возвели два десятка небоскрёбов, но забыли... правительственный квартал для чиновников. А ведь на бюджетные деньги был проведён международный архитектурный конкурс на его создание.
С.С.: - Я не хочу вызывать пока безосновательное беспокойство москвичей. Мы сначала должны утвердить программу развития этой территории, а потом принимать решение, кому ехать и когда. Закажем концепцию, поймём, где оптимально разместить деловой центр, а где - правительственный. Конечно, надо вывезти максимум рабочих мест из центра. И, уверяю вас, будем к этому стремиться.
Комментарии
хаос неотвратим. Причина - средства коммуникаций. И если механическое перемещение
россияне худо-бедно освоили с постоянным риском для жизни своей и окружающих, то
деловые и управленческие связи внутри общества остались на уровне прошлого века:
обязательное личное присутствие клиента (коллеги, партнёра) с обязательной
сопроводительной бумажкой. Несколько лет назад существовал проект электронного
правительства, который предназначался для стыковки практически всей жизнедеятельности
внутри единой системы. Увы, проект рассыпался на отдельные компоненты, страной
попрежнему управляет пресловутая вертикаль "коррумпированная и тупая" по определению
президента и человек для решения своей проблемы вынужден тащиться обязательно
в москву, а если он москвич, то только тем и занят, что управлением согласования.
К тому же, все деньги сконцентрированы в москве, поэтому никакая оборона, даже танки
у разъезда Дубосеково, не защитят столицу от "понаехавших".