Феодор Ушаков - как святой
На модерации
Отложенный
Доклад на вторых Всероссийских научно-практических Ушаковских чтениях.
27 сентября сего года по инициативе и при поддержке Санкт-Петербургского военно-морского института - морского корпуса Петра Великого в Санкт-Петербурге прошли Вторые Всероссийских научно-практических Ушаковские чтения.
Св.прав.Феодор УшаковФеодор Ушаков родился 13 февраля 1745 г. в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Он происходил из древнего но небогатого дворянского рода. Родители его Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична были благочестивыми и глубоко верующими людьми.
Отец будущего адмирала прослужил в лейб-гвардии Преображенском полку почти двадцать лет и после рождения третьего сына Феодора выше в отставку в чине сержанта и вернулся в своё поместье где занялся хозяйством и воспитанием детей.
День рождения Федора Ушакова приходится между празднованием двух воинов великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), а вся его жизнь прошла, от младенчества до кончины,под благотворным влиянием его дяди преподобного Феодора Санаксарского.
Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнакове. Отсюда в юности ушел служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но за тем бежал из столицы в двинские леса, был пойман, но помилован Екатериной и принял монашество в Александро - Невском монастыре в 1748г. Позднее он основал Санаксарский монастырь.
Семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления- на- Острову, в трех верстах от Бурнакова на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили, здесь же при мужском Островском Богоявленском монастыре была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожными людьми, считали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примером семьи и особенно родного дяди - монаха глубоко запечатлелись в сердце юноши, сохранились и стали господствующими всю его последующую жизнь.
В 1761г. Феодор Ушаков был принят в Морской кадетский корпус. Дяди своего в Александро-Невском монастыре он уже не застал. Он уже был в Тамбовской губернии в Санаксаре.
Кадеты в Морском корпусе в то время были предоставлены сами себе, но неблагоприятные условия не повлияли на Феодора. Добрые свойства его характера принесенные из родной семьи оградили его от порчи. Через пять лет он успешно одним из лучших окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведен к присяге: «Аз Феодор Ушаков, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской и Ея Императорского Величества любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови... в чем да поможет мне Господь Бог всемогущий. В заключение же сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь.»1
В 1783г. он прибыл в Херсон уже капитаном 2-го ранга. Здесь он проявил себя в борьбе с эпидемией чумы. При этом он проявил свои способности в решении самых неожиданных задач, и прежде всего его любовь к ближним, подсказывающая ему наиболее верные решения. За борьбу с эпидемией Феодор Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга и награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 3 июля у острова Феодониси командуя авангардом, а фактически всем флотом Федор Феодорович одержал свою первую победу над превосходящим турецким флотом. Это была, прежде всего, духовная победа. Вера в помощь Божию, а отсюда - неустрашимость перед неприятелем - вот что было решающим в флотоводческом таланте Феодора Ушакова. Потемкин писал Ушакову: «Требуйте от всякого, чтобы дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски... Бог с вами! Возлагай те твердую на Него надежду. Ополчась верою, конечно победим. Молю создателя и поручаю Вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!»2 С таким напутствием служил православный воин Феодор Ушаков, умножая славу Отечества.
Сам Феодор Ушаков ясно понимал: победы православному воинству дарует Господь и без помощи Божией всё умение человеческое «ничтоже есть». Знал, что в России на берегу реки Мокши в Санаксарской обители, возносит о нем молитвы старец Феодор. По возвращении в Севастополь Командующим флотом Феодором Ушаковым был отдан приказ, в котором говорилось: «Выражаю свою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви Святителя Николая Чудотворца в десять часов по полуночи и по отшествии благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 Пушки».3
Еще в начале войны 1787г. Феодор Ушаков был назначен начальником порта и города Севастополь. По заключении мира в 1791г. он приступил к починке кораблей, занялся осушением болот для предотвращения болезней. Занимался строительством дорог, рынков колодцев, снабжением города продуктами и пресной водой. Он перестроил и значительно увеличил соборную церковь Святителя Николая, покровителя мореплавателей. Часто из-за задержек казенных сумм Феодор Феодорович вносил по нескольку тысяч своих денег, чтобы не останавливать производство работ. «Он чрезвычайно дорожил казенным интересом, утверждая, что в собственных деньгах нужно быть Щедрым, а в казенных скупым, - и правило сие доказывал на деле»,4 - вспоминали очевидцы.
Освободившись от ратных дел, прославленный адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел теперь больше возможности предаваться молитве. В Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной...» 4 В1793г. он был вызван к Императрице в Петербург. Она встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». Екатерина подарила ему золотой крест-складень с мощами святых угодников. Такой награды не удостаивался ни один военачальник ни до ни после него.
В 1798г. началась знаменитая Средиземноморская экспедиция вице-адмирала Ушакова против «французов, яко буйного народа, истребившего не только в пределах своих Веру и Богом установленное правительство и законы... но и у соседних народов, которые по несчастию были ими побеждены или обмануты вероломническими их внушениями...».5 В Стамбуле Русский флот произвел на местное население очень хорошее впечатление своей дисциплиной и порядком. «Двенадцать кораблей российских делают меньше шума, нежели одна турецкая лодка; а матросы столь кротки, что не причиняют жителям никаких по улицам обид... дав, туркам опыт неслыханного порядка и дисциплины».
Коренные жители Ионических островов были православными греками. Ушаков обратился с воззванием к населению с призывом содействовать низвержению ига безбожников-французов.
Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения воодушевленного прибытием русской эскадры. После взятия островов Цериго и Занте Ушаков вместе с офицерами съехал на берег для слушания благодарственного молебна в церкви Святого Дионисия, при этом они были встречены духовенством и старейшинами с русскими флагами, цветами и ружейной пальбой. Также было и на острове Кефалония. Турки постоянно стремились устроить резню пленных, но Феодор Ушаков решительно это пресекал. Русские офицеры выкупали у турок пленных, спасая их от жестокой смерти. Французы были поражены великодушием русских воинов. «Русские доказали, - писал Егор Метакса, - что истинная храбрость спряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны».6 Великая победа на Корфу явилась торжеством русского православного духа и преданности Отечеству.
27 марта вдень Святой Пасхи Главнокомандующий назначил большое торжество, предложив духовенству сделать вынос мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. Русские войска были расставлены вдоль всего шествия. Гробницу поддерживали сам адмирал и его офицеры высшие чиновники острова. Производилась ружейная пальба.
Феодор Феодорович сумел установить на островах порядок и установить такую форму правления которая обеспечивала мир, тишину и спокойствие. «Люди всех сословий и наций, - обращался он к жителям островов,- чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!..» Феодор Ушаков будучи верным слугой Царю и Отечеству, роевностно отстаивал интересы России, и в то же время как христианин, как человек «доброты необыкновенной» он движим был искренним желанием дать греческому населению - друзьям России, единоверцам, недавним соратникам в освобождении островов спокойствие и благополучие. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов - первое национальное греческое государство нового времени. Феодор Ушаков, показавший себя здесь великим сыном России, говорил в последствии, что «имел счастье освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие...» Один из жителей острова Корфу писал в частном письме : «Поистине Благословение Божие, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек... Поразительно его благочестие, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресение все моряки желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Точно также и адмирал ходит к обедне в церковь святителя Спиридона каждое воскресение. Мы, покуда здесь остаются русские, живем спокойно». 7
По поводу обвинений турками в нечестном распределения призовых средств он писал: «Я не интересовался ни одной полушкою и не имею надобности; Всемилостивейший Государь мой Император и Его Султанское Величество снабдили меня достаточно на малые мои издержки. Яне живу роскошно, потому не имею ни в чем нужды, и еще уделяю бедным, и для привлечения разных людей, которые помогают нам усердием в военных делах. Я не имею этой низости, как злословит меня капудан-паша...» И в другом письме: «Все сокровища в свете меня не обольстят, и я ничего не желаю и не ищу от моего малолетства; верен Государю и Отечеству, один рубль, от Монаршей руки полученный, почитаю превосходнейшее всякой драгоценности, неправильно нажитой». 8
После отставки в 1806г. он некоторое время жил в Петербурге Помогал своим племянникам но за тем в1810г. избрал для своей жизни тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где раньше подвизался его дядя преподобный Феодор Санаксарский. Монах и моряк были оба воинами Христовыми, оба ревностно служили Богу на том поприще, на которое Он их призвал.
Сохранилось свидетельство настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде жизни Федора Феодоровича : «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресеньям и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре в келии, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал обители от усердия своего значительные благотворения; также и бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».9
В 1812г.он был избран дворянским собранием начальником ополчения Тамбовской губернии но не смог принять этой должности по состоянию здоровья. Но он устроил госпиталь для раненых в Темникове и дал деньги на его содержание. На формирование 1-го Тамбовского пехотного полка им было пожертвовано 2000р.
Остаток дней своих по словам Иеромонаха Нафанаила адмирал про- вел крайне воздержанно и окончил свою жизнь как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817г. октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника своего из дворян, первоначальника обители сея иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
Отпевал Феодора Феодоровича в Спасо-Преображенской церкви городаТемникова пртоиерей Асинкрит Иванов, который за день до кончины в праздник Покрова Пресвятой Богородицы исповедал его и причастил. Народ нес гроб адмирала до самой обители. Погребен был Федор Феодорович у стены соборного храма, рядом сродным ему преподобным Феодором Санаксарским.
После революции монастырь был закрыт и возвращен Церкви только в 1991г. К могиле праведника потянулись паломники и почитатели его памяти. В 2000г. Патриарх Алексей 2 Благословил прославить его как местночтимого святого. Прославление состоялось 5 августа 2001г. в Санаксарском монастыре при участии православных иерархов, представителей государственной власти и высшего командования Военно- морского флота России и Украины. Российский Флот приобрел своего небесного покровителя перед Богом о многострадальном Отечестве нашем.
В 2004г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви принято решение об общецерковном почитании праведного воина Феодора, непобедимого адмирала Российского флота.
В нашем храме имеется частица мощей Святого Адмирала подаренная нам в прошлом году во время паломнической поездки в Санаксарский монастырь. Таким образом Святой Феодор Ушаков вернулся в свою alma mater. В день его блаженной кончины 15 октября совершается крестный ход вокруг Морского Корпуса.
Благословение святого праведного адмирала Феодора Ушакова да пребывает со всеми Вами.
Протоиерей Александр Паничкин, настоятель храма св. Павла Исповедника и св. праведного воина Феодора Ушакова в Морском Корпусе Петра Великого - Санкт-Петербургском Военно-Морском институте, кандидат богословия
Комментарии
Нынешняя РПЦ, похоже, считает канонизацию чем-то вроде звания за заслуги. Что, кроме всего прочего, демонстрирует и их подлинное отношение к вере предков и традициям русской церкви.
А ведь ни одного боя не проиграл. (!??)
Воинским подвигом и доблестью и святостью Ф. Ушаков сопоставимы с А.Суворовым.
Но вот святым его современники не сочли. И не нынешней ЗАО РПЦ их поправлять.
А то, что он Святой... Никто не слышал, не читал, не знает.
Святой праведный воин Феодор Ушаков - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/10/16/svyatoj_pravednyj_voin_feodor_ushakov/ (Еще одна хорошая статья).
ЭХ, как вы насолили кому-то.
Видать не желает носить вас в себе Русский народ.
Вот бы покаяться, может и жизнь бы наладилась.
Сплошь - "шавки", "уродцы" ... и это еще не самое худшее из Ваших писулек.
Ну не верите Вы ничему и никому.
Вопрос - зачем на религиозные ветки то лезть?.
Высказали один раз и хватит.
Что грязь то лить? К тому же - бессмысленную и БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНУЮ.
Что тот Кумарин колокол купил, а не Вам мерседес.
И как всегда спошная ЛОЖЬ.
Приведите ссылку на закон, где попы "приравнены к госсужащим"?
Вы не из еУроп пишите?
Это там - так вроде.
Знаете что, боритесь у себя там за чистоту нДравов.
Как нибудь без вашей ООНой заботы обойдемся.
"тихо шифером шурша, крыша едет не спеша.."
Уже и сам с собой разговаривать начал...
Сочувствую.
:)))
"Батенька, не нервничайте так, а то УДАР хватит"
Посетители портала - они разные. И вполне могут отличить "шавку", гавкающую непрерывно, от нормальных людей.
Имею в виду + и -.
Из детства давно вырос, да и комплексами не страдаю.
В отличие от Вас.
Жаль их, конечно, безумие - всегда плохо. Но они сами себя обрекли на дурь, тут уж ничего не поделаешь.
Да мало ли КАК он себя позиционирует?
Вы вот тоже себя Наполеоном мните, и чё?
Смех один.
- Отношение к церкви серьезное?
- Не обсуждается. Сейчас модно посещать храмы, особенно, после того как это начал делать президент. Я начал помогать церкви еще до моды. И не вхожу в число так называемых 'подсвечников', которым в церкви надо засветиться. Искренне считаю, что православие - стержень России. Конечно, я построил церковь в своем родном селе, где похоронены родители. В ней читают литургию в прошлом звучании, как ее сотни лет назад слушали предки, которые Россию сделали сильной. Возможно, кто-нибудь из детей, слушающих эти литургии и пропитываясь этим духом, впоследствии станет сильным человеком. Только не надо торопить события. Церковь уничтожали весь ХХ век и только в последние годы она, как росток сквозь асфальт, начала подниматься. Я считаю, что в этом есть и моя заслуга. Для Казанского собора отлил колокол. Имею благословение подниматься и звонить в него.