Русские во Львове: патриоты Украины или пятая колонна

Львов – Сколько этнических россиян проживает во Львове? Как они интегрируются в украинское общество? Какие их политические и религиозные взгляды? Являются ли русскоязычные люди в Западной Украине носителями русской культуры и заложниками кремлевской политики? Об этом шла речь на заседании Галицкого дискуссионного клуба «Митуса» во Львове.

Россиян во Львове называют «москалями», «освободителями», «оккупантами», коммунистами, потомками энкаведистов, и кадебистив. Достаточно часто по их адресу раздаются заявления местных радикальных политиков, мол, не можете здесь быть, тогда – «чемоданчик, вокзал, Россия». Однако не все россияне имели отношение ко Второй мировой войне, к оккупации Галичины или освобождению Западной Украины. Кто-то покинул Галичину, а кто-то остался здесь навсегда и считает Львов своим родным городом.

В 1951 году русские составляли почти 39% население во Львове 

До 1939 года во Львове большинство населения составляли поляки, евреи, украинцы. Русские пришли в Галичину в 1939 и стали оккупантами, в июле 1944 освобождали Львов от немецких войск. Как любят уже десятилетиями повторять львовяне слова своего славного земляка, композитора Людкевича, «і нема на то ради». Те два прихода советской власти сопровождались массовыми репрессиями, кровопролиттями, истреблением местного населения, преимущественно интеллигенции. После войны «новую территорию», где освободились роскошные помещения и дома, кремлевская власть стала активно осваивать, в частности заселять партноменклатурой.

Уже в 1951 году во Львове почти 39% населения составляли россияне. Тогда как в Киеве, Чернигове и Сумах, этот процент был значительного меньший. До 1955 года во Львов перенесли преимущественно из России 25 фабрик и заводов, а это повлекло волну заселения города русскоязычному населению. Вторая такая волна наблюдалась в 60-70-х годах, когда осваивали естественные недра Галичины.  После 70-х многие русские стали покидать Западную Украину и разъезжались по всему Союзу. Массовая миграция началась в 90-х годах, но не в в Россию, а в Канаду, Германию, Израиль и другие западные страны. На сегодня россияне составляют 8,7 % население Львова.

Россияне не являются носителями современной культуры во Львове 

Председатель ассоциации «Русский дом» Татьяна Швецова говорит, что когда победили национально-демократические партии, русских стали выталкивать из руководящих должностей, оказывать на них моральное давление, закрывать русские школы. До 1990 года во Львове было 100 русских школ, сегодня их остались пять.  «Большинство русских не виновато, что они очутились во Львове.

Так сложилась их судьба. Русский Львов существует, чтобы там не говорили, он распылен, там разные люди. Русский Львов существует, чтобы там не говорили, он распылен, там разные люди. Русским здесь трудно из моральной точки зрения. Потому что господствует постоянная попытка доказать, что они виноваты во всех бедах местного населения. Их идентифицируют с коммунистической партией. Но мое собственное доказательство показывает, что все секретари парторганизаций, которые мне встречались в жизни, были местные люди. Русские во Львове живут отделенно», – заметила Татьяна Швецова.

В 1988 году русские во Львове создали свой культурный центр, местная власть предоставила им помещение в центре Львова. Однако этот центр, в целом русскоязычное население во Львове, не является носителем современной русской культуры, отмечает культуролог Ирина Магдиш. Она считает, что русские не являются и носителями чистого русского языка, существует проблема с самим определением русских в Галичине.  «Русское общество должно пытаться стать конкурентноспроможной на рынке культурной продукции многокультурного Львова. А для этого нужно думать о потребителе, о рынке и что предлагаете», – говорит Магдиш.

Россияне – заложники политики Кремля 

Относительно политических вкусов, россияне во Львове на последних местных выборах поддерживали коммунистов и социалистов, но много не голосовали. Русские, которые проживают в Галичине, часто становятся заложниками русской внешней политики. Украинцы переносят сопротивление и свой негатив относительно шагов русской власти на русское общество, говорит историк Василий Расевич. Он отмечает, что нельзя также каждый шаг в современной жизни легитимизовать с историческим прошлым: « Нельзя составлять списки общих обид, мы должны их переосмыслить и осознать их и двигаться в будущее».

Во Львове отсутствующий диалог между украинцами и русскими. Впрочем разграничение за национальными и религиозными признаками никоим образом не будет способствовать построению единственного сообщества, в этом убежденный модератор дискуссии Владимир Павлив. Он считает, что во Львове есть много влиятельных и зажиточных русских, а это достаточно, чтобы не защелкиваться в гетто.  Разговор в клубе «Митуса» стал началом обсуждения достаточно сложной и раздражающей темы «русских в Галичине». Но прежде всего сами русские, русскоязычное население должны определиться, чувствуют ли себя они галичанами, хотят ли, в конечном итоге, ими быть, хотят ли интегрироваться во львовское общество и нести ответственность.

Перевод: АнтиОранж

Приведенная статья всего лишь одно из мнений, и со многим лично я не согласен.