Что стоит за дракой в баре в Подмосковье

На звание населенного пункта образцовой культуры и быта Свердловский не тянет. Дышавшая в советское время широкой грудью градообразующая промышленность сдулась, обшарпанные двухэтажки, перекошенный частный сектор на берегу Клязьмы, слоняющиеся по улицам выпившие мужики. Молодежи по вечерам выходных и занять себя нечем, как только в бар на Заводской улице заявиться. Он на весь поселок один. Тут не только пиво и водочка, но и какой-никакой бильярд, просмотр футбольных мачей. Здесь, у бара, который работает строго с пятницы по воскресенье, конфликт и возник.

Найти участников потасовки удалось сразу же. В поселке почти все друг друга знают. Проходивший мимо парень сделал пару звонков, и вот уже к бару подкатывают на «Ауди» еще трое парней. Один из них, Андрей, в ту ночь участвовал в драке.

Один из приезжих у барной стойки пытался растолкать очередь. А когда ему сделали замечание, пообещал всем «показать» и смылся. Когда позже местные вышли покурить, то в лоб столкнулись с «обиженным». Он действительно с собой компанию дружков привел.

 - Их человек десять было, у некоторых палки какие-то. Нож я уже только в ходе драки увидел, - говорит Андрей. - Они почти сразу нас бить начали, без предупреждения. Большинство наших ребят в баре сидели, про драку не знали. А когда выскочили, преимущество уже на нашей стороне было, и те драпанули. Мы сразу вызвали полицейских и «Скорую». Менты быстро приехали, а врачей долго ждали, минут пятнадцать. Хорошо, тут в баре сидел мужик, фельдшером оказался, он и перевязал пацанов, которых ножом порезали. Тут много крови было, но в ту ночь дождь шел, сейчас уже не видно...

 Часть пострадавших поехали с медиками в больницу, Андрей с еще  несколькими ребятами - с полицейскими на опознание. Общежитие, где квартируют приезжие, в поселке все знают - оно на территории завода «Электробыт», в нескольких сотнях метров от бара.

 - Они все были в своей комнате в общаге. Им отпираться и не нужно было: у всех одежда в крови, - продолжает Андрей. - Потом нас всех повезли в полицию на допрос. Но задержали только одного приезжего, остальных по домам отпустили... Эти ребята уже недели три в бар приходили. Но до этого тихо было.

ХЕМШИЛЫ

 Подравшиеся с местными приезжие трудились в поселке на стройке разнорабочими. Первоначальные показания участвовавших в драке свердловчан разнились, кто-то говорил, что у задержанных были российские паспорта (и назвались они дагестанцами), кто-то - что они граждане Турции. Но позже полицейские сообщили: приезжие - россияне, зарегистрированы в Ростовской области.

 - Я не знаю, почему они дагестанцами назвались, - говорит комендант общежития Николай Дмитриевич. - Они все хемшилы, это небольшая кавказская народность такая. Об этом они сами ребятам рассказывали. Их всех, кстати, из нашей компании уже уволили - я в отдел кадров документы носил.

 По словам коменданта, после того как в ночь на воскресенье хемшилов увезли в полицию, никто из них в общежитие больше не возвращался. За вещами приезжали мама и братья одного из кавказцев.

 Как удалось выяснить, в изоляторе сейчас сидит 21-летний Хабиб Караибрагимов. По версии следствия, именно он в пылу драки порезал соперников ножом.

 - Все остальные молодые люди проходят лишь как свидетели, - рассказывает пресс-секретарь МУ МВД «Щелковское» Екатерина Вишневская. - Сейчас полным ходом идет расследование, каждый день опрашивают свидетелей. Кавказцы находятся в Щелкове, ездят на допросы.

 У хемшилов, естественно, другая версия произошедшего.

 - Наши парни пошли в кафе, там им нагрубили, моего брата Назима ударили, - рассказал один из родных кавказцев. - Один бы он ничего не сделал. Позвал еще ребят. Среди жителей поселка есть местный парень-мусульманин, Рустам Ашуралиев. Когда они сошлись на улице, брат сказал ему: давай поговорим. Но этот Ашуралиев первый ударил...

 - Нам в драке тоже досталось, - рассказал «КП» один из приезжих, Назим Зархошев. - Но нас трое суток держали в отделении полиции и не давали ни побои снять, ни позвонить своим.

 Рустам Ашуралиев от общения с нами отказался. Он по национальности - татарин, но коренной житель поселка. Именно он поехал с ранеными друзьями в больницу соседнего городка Лосино-Петровского.

 Кстати, в первоначальном сообщении полиции заявлялось, что госпитализированы были только два человека. Некие Михаил и Сергей. Однако нам удалось найти еще одного серьезно пострадавшего. У 22-летнего Владимира Анисимова ножом изрезана спина. Причем парень работает...

на той же стройке, что и хемшилы. Совпадение?

 - Совпадение, - уверил нас по телефону Анисимов. - О том, что они тоже строители были, я уже после драки узнал. Когда меня порезали, я сразу и не заметил. Уже дома я сунул руку под рубашку, а там - мокро.

 Позже в полиции подтвердили: в сводки Владимир не попал, потому что явился в больницу лишь наутро. А что с другими пострадавшими?

 Михаил Полянский и его товарищ Сергей в больницу были доставлены в тяжелом состоянии, у обоих были повреждены внутренние органы. Ребят пришлось срочно оперировать. Как нам рассказали знакомые парней, они уже пришли в себя, хотя их состояние остается стабильно тяжелым.

 Раненый Полянский оказался прапорщиком ФСБ. Когда ему стало лучше, его перевезли в Москву, в ведомственный госпиталь. Сергей, фамилию которого выяснить не удалось, находится в Щелковской городской больнице № 1.

«ЖДЕМ ПРОВЕРКИ»

 Народ в Свердловском, чувствуется, потихоньку закипает. К кому ни подойдешь, сразу начинают жаловаться на засилье приезжих. Жителям поселка, к слову, даже не важно, кто эти самые приезжие - граждане России с юга страны или рабочие из Средней Азии.

 - Недавно учительницу остановили и, ножом угрожая, избили сильно. Сумочку с деньгами отобрали! - возмущаются другие. (Этот факт в полиции подтверждают, дело было в начале октября, преступников до сих пор ищут. - Прим. авт.)

 - Для местных работы нет, - сыпятся жалобы со всех сторон. - А приезжие прут и прут, живут по десять человек в однокомнатных квартирах. Наши разъезжаются, а азиаты и кавказцы приходят на их место.

 Местные показывают на обанкротившийся завод «Электробыт». Мол, гастарбайтеры-азиаты и живут там, и работают без всяких документов. Завод ведь площади бывших цехов всяким частным фирмочкам сдает.

 Идем по наводке. Через окна большого ангара видны станки. У дверей стоит таджик. Говорит, что только вчера прилетел. Жить пока здесь будет, документов пока никаких нет. Чуть поодаль возится с длинными металлическими прутьями киргиз лет сорока: «После этой драки все наши ФМС ждут».

 За углом - кирпичная пристройка к складам. Здесь, как мне рассказали, швейный цех, где работают турки. Хочу попасть внутрь под видом клиента, которому до зарезу нужны футболочки и кофты, дешевые да «под фирму». Двери наглухо закрыты, хотя внутри горит свет. На стук никто не отвечает.

 - А ты заори, что это ФМС, - гогоча, советуют проходящие мимо мужики. - Увидишь, как гастеры из всех щелей полезут врассыпную.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

 Завод «Электробыт», производивший в советское время учебные пособия для школ, уже три года как банкрот. На торги еще не выставлен. Два года назад в пустующие помещения начали пускать арендаторов.

 - Вы знаете, что у вас на территории много нелегалов? - спрашиваю у исполнительного директора предприятия Дмитрия Жилы.

 - В деятельность этих цехов мы лезть не имеем права, - отвечает. - Да и у нас тут регулярно контролирующие органы проверки проводят. Комитет по труду - был, налоговая - была. Из ФМС проверка (задумывается)… тоже была.

 Еду к главе администрации Свердловского. Поселковая «мэрия» делит здание с баней и жилконторой.

 - Администрация поселка не имеет никаких прав диктовать «Электробыту» условия, - разводит руками местный голова Анатолий Мартынов. - Что я могу? Взять хотя бы этот случай с дракой. Задержанные - граждане России. Мы не можем ограничивать перемещение человека внутри страны.

 - Да не сказать, чтоб приезжие так уж сильно в Свердловском на преступность повлияли. Бывают, конечно, случаи. Но не слишком часто, - рассказывают в приватном разговоре местные полицейские. - Народ сам по себе напрягается, потому что тут работы нет, поселок в глухомань превращается. Кто может, валят отсюда. Просто гастеры глаза всем мозолят, готовы жить в скотских условиях и пахать за копейки. А в нашем баре и русские ребята периодически друг другу морды бьют. Хотя с поножовщиной кавказцы на самом деле беспредел устроили.

ЗВОНОК В ФМС

 - Проблемы с нелегалами у нас не только в Щелковском районе, но и по всей области есть, - рассказал «КП» старший инспектор 4-го отдела контроля за пребыванием иностранных граждан УФМС по Московской области Алексей Брусов. - На стоящих предприятиях поселка Свердловского мы проводим проверки регулярно. В этом году уже несколько раз были. После драки, правда, наши сотрудники еще туда не ездили. Но собираемся.