Авиакомпании просят возмещения за перевозку детей

Конституционный суд может обеспечить авиакомпаниям компенсацию выпадающих доходов.

Авиакомпании хотят компенсации от государства за перевозку детей за полцены. Конституционный суд в открытом заседании рассмотрел этот вопрос. Госорганы настаивают на сохранении льготного тарифа, указывая на меньшие расходы при транспортировке детей до 12 лет.

Конституционный суд (КС) рассмотрел в открытом заседании, могут ли авиакомпании позволить себе полеты детей от 2 до 12 лет за полцены от тарифа.

Поводом для дискуссии в КС на тему, как авиаперевозки осуществляются в России, стала жалоба компаний "Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр".

Авиакомпании не устроило, что согласно подп.3 п.2 ст.106 Воздушного кодекса детей от 2 до 12 лет перевозят по России не только на отдельных местах, но по льготному тарифу – за 50% от тарифа на перевозку детей на всех авиарейсах.

При этом государство не возмещает авиакомпаниям ту "льготу", которую обязывает их предоставить. То есть бремя социальной поддержки, по мнению перевозчиков, падает на их плечи, хотя является обязанностью России.

Получить от государства убытки за "пол-тарифа" авиакомпании пытались через Арбитражный суд, но иски были проиграны во всех инстанциях. Тогда спорную, с точки зрения перевозчиков, норму решили обсудить с участием КС.

Летать охота

Адвокат "Полета" и "Сибири" Татьяна Каменская рассказала, что арбитражные суды предлагали убытки от предоставления "льготы" в цену других билетов и тем самым "возложить на плечи других граждан льготу".

"Разве кто-то может утвердить это в тарифе? Минтранс может? Или может указать, что даже сейчас эти выпадающие доходы компенсированы?", - задавала вопросы без ответа адвокат.

Представитель "ЮТэйр" Денис Архипов и вовсе апеллировал к эмоциональным аргументам, подчеркивая, что речь идет "не об алчных компаниях, которые хотят обогатиться за счет детей".

Адвокат сетовал на дорогой керосин и компании-монополисты, обслуживающие аэропорты. Все это приводит к тому, что внутренние перевозки оказываются убыточны, и денег на обновления авиапарка нет.

"За три года выпадающие расходы составили 1 млрд 100 млн рублей. При этом за это время перевезли порядка 400 тыс. детей. На эти деньги можно приобрести новый российский самолет Superjet либо два региональных самолета", - привел пример Денис Архипов.

Волюнтаризм Госдумы

На госорганы жалобы авиакомпаний действия не возымели. С доводами заявителей не согласились ни представитель Госдумы, ни Совета федерации, ни ведомств.

Представитель президента в КС Михаил Кротов поинтересовался, какие вообще доходы у авиакомпаний и, по сути, предложил заняться другим бизнесом, если этот убыточный.

Кроме того, представителю президента показалось странным, что авиакомпании могут позволить себе "маркетинговые ходы" по предоставлению других скидок, а эту почему-то нет.

Михаил Кротов подчеркнул, что скидка для детей – это не выдумка российского законодательства, которая дублирует советские акты, а норма, существующая во многих зарубежных странах. Например, у компаний Lufthansa, Сhech Airlines и других.

"Это не новелла российского законодательства, которая является проявлением волюнтаризма законодателя. Это общее правило перевозок", - отметил представитель президента.

Дети дешевле

Представитель от сената Елена Виноградова и Михаил Кротов согласились с тем, что законодатель не случайно развел "льготный тариф" и "льготные условия" (компенсация за последние предусмотрена государством).

"В данном случае нет никаких социальных обязательств государства. Речь не идет ни о малообеспеченных, ни инвалидах. "Дети" – это даже не поддержка материнства и детства. В данном случае это просто категория пассажиров", - считает Елена Виноградова.

Кроме того, перевозка детей технологически обходится дешевле, чем взрослого человека, поскольку их вес меньше и, соответственно, горюче-смазочные материалы расходуются не так сильно.

"С таким же успехом можно было бы говорить, что перевозка пассажиров до 50 кг была бы социальным обязательством государства. Дети в данном случае – это пассажиры, которые имеют маленький вес", - отметила представитель сената.

Именно поэтому, по мнению Елены Виноградовой, аналогичная "скидка" для автомобильного транспорта и железнодорожного оплачивается государством и муниципальными бюджетами, так как технологически от веса не так зависит стоимость услуги.

По России дороже

Авиакомпании сами устанавливают тариф, который включается в цену билета. Хотя порядок его расчета регулирует государство.

Судьи КС во время прений задавали юристам авиакомпаний вопросы, которые волнуют и обычных потребителей. Так, Юрий Рудкин интересовался, почему в России авиабилеты стоят гораздо дороже, чем у иностранных компаний.

Юристы отметили, что как пассажиров их тоже не устраивает такое положение дел, и они бывают возмущены. Адвокаты, по сути, ушли от ответа, начав благодарить антимонопольные органы за контроль в этой сфере.

О своем видении решения спорного вопроса о льготных тарифах судьи КС сообщат где-то через месяц, приняв решение на закрытом совещании.