Ради властвования Тимошенко готова была начать войну

Когда журналисты яро вступаются за Леди Ю у нашего редактора появляется ощущение дежавю. Назвать Тимошенко народной защитницей невозможно хотя бы потому, что она толкнула Украину к гражданской войне. Впрочем, не у одной Тимошенко рыльце в пушку.

Экс-премьер и лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко долго создавала свой образ народной защитницы, или даже точнее будет сказать, всеукраинской Берегини. В этом ей помогали душещипательные речи о вечной преданности украинскому народу, и новый имидж - появившаяся перед Оранжевой революцией коса и почти всегда светлая одежда. Позже даже пришла попытка отождествлять себя со страной, ведь все помнят предвыборные лозунги: Вона - це Украина. Это осталось в прошлом, но Тимошенко не отступила от своей тактики и теперь, продолжает регулярно повторять, находясь в Лукьяновском СИЗО: «Я с вами, мои дорогие!». И хоть с ней остались не все сторонники, этот образ, представляющий ее защитницей чуть ли не для всей страны, остался в сознании некоторых людей.

Однако как и многие политики, Юлия Тимошенко всегда давала пустые обещания и надежды, которым никогда не суждено было сбыться. Более того, отработанная тактика, с помощью которой она отвоевывала для себя новые голоса избирателей не имела никакого отношения к действительности. Возможно, образ Берегини был для Леди Ю прекрасным пиар ходом, однако в реальности так назвать ее совершенно невозможно. Об этом заявил в эксклюзивном интервью «Известиям» Игорь Смешко, руководивший СБУ в 2003-2005 годах. По его словам Юлия Владимировна в пик «оранжевой» революции прямо провоцировала вооруженное противостояние.

- Лично для меня не было секретом, что среди лидеров оппозиции были люди, которые не верили в свою победу законными методами. Им было, чего бояться и было, что терять. Поэтому они были готовы на все, чтобы не проиграть, были склонны к самым радикальным действиям...

Сейчас уже не секрет, что ...

Самым опасным было 28 ноября 2004 года. Вечером этого дня внутренние войска, поднятые по тревоге генералом Попковым, получили оружие и готовились войти в Киев. Готовился бросок танков из Черниговской области. Причем без разрешения действующего в стране президента и правительства, без предварительного согласования с другими силовыми ведомствами, без оценки возможных последствий...

- А как в тот момент вела себя Тимошенко - в соответствии с образом всеукраинской Берегини? Говорят, она надеялась на введение военного положения в стране.

- Юлия Владимировна однозначно не относилась к крылу миротворцев.

И Берегиней во время событий 2004 года ее назвать невозможно. В ночь 28 ноября, узнав, что внутренние войска начали движение в Киев, она не предприняла никаких мер, чтобы снять напряжение в столице. Не увела людей от правительственных зданий и не устранила причину для ввода войск.

Вместо этого, находясь в штаб-квартире Главного управления разведки Министерства обороны, она использовала действия Попкова для возможной эскалации противостояния. Часть офицеров и генералов, забывших, что в стране еще есть президент - Верховный главнокомандующий, поддавшись, очевидно, харизме Юлии Владимировны, уже готовы были отдать незаконные приказы якобы для защиты людей на майдане.

-Подобное движение внутренних войск спровоцировала сама оппозиция?

- Да, решение генерала Попкова было спровоцировано лидерами оппозиции - Тимошенко и Ющенко. Они направили в тот вечер дополнительные многотысячные колонны к уже заблокированным правительственным учреждениям, заявили с трибуны майдана, что власть готовит в эту ночь их силовую деблокаду. Это было ложью. Именно в этот день Совет нацбезопасности принял решение об отказе от применения силы против митингующих. СБУ, по крайней мере, выступала против применения силы в Киеве, охваченном протестными акциями. Наш прогноз был категорическим - это означало начало гражданской войны в Украине.

- Нынешние дела Тимошенко считаете оправданными - или это избирательное правосудие?

- В 1997-2000 годах разведка Украины, которой я руководил, содействовала Генпрокуратуре в расследовании дел Лазаренко. Впервые украинский коррупционер высшего уровня предстал перед судом в США и был признан виновным. К Юлии Владимировне уже тогда имелись вопросы. Но в то время она имела статус народного депутата и не сотрудничала со следствием. В 2005 году дела против нее были закрыты. Противозаконно, как я считаю.

- Вы утверждаете, что когда Тимошенко стала премьером, Турчинов - главой СБУ, а Луценко - министром внутренних дел, наступил развал правоохранительной системы Украины?

- Это стало серьезным ударом. Назначение Турчинова и Луценко без предварительного ограничения их полномочий было преступлением против профессионализма и необходимой аполитичности спецслужб.

Кто теперь ответит за то, что при Турчинове в СБУ уничтожили досье на известнейшего международного криминального авторитета, влияющего на судьбы многих стран постсоветского пространства? За то, что СБУ прекратила расследование сенсационного дела об участии этого же криминального авторитета в создании Ситуационного центра в самой Службе безопасности Украины?..