Большинство музеев Москвы доступны не для всех

Думала ли Екатерина Великая, что в XXI веке окажется сопричастной к реабилитации людей с ограниченными возможностями? Ее резиденция, а ныне заповедник Царицыно, сегодня самый адаптированный для таких посетителей столичный музей. Однако большинство очагов культуры в Москве инвалидам недоступны.

Сегодня для таких людей в Царицинском музее проводятся интерактивные занятия. На выставках для незрячих экспонаты можно трогать и сделать поделки самим, например, из дерева или ткани. Многие нововведения  здесь - это инициатива сотрудников усадьбы Царицыно.

[Ирина Фролова, зам. гендиректора музея-заповедника «Царицыно»]:
«Сейчас мы подумали о всех категориях - это и фильмы с подстрочниками для глухих, это и тексты для них, это и проезд на колясках, это и навигаторы по всему музею, аудиогиды».

Но такой музей в Москве сегодня, скорее, исключение из правил. Исследования одного из столичных информационных агентств показали, что из двухсот обследованных заведений ни одно полностью не отвечает потребностям инвалидов. Только 9 соответствуют более чем на половину, а в большинстве условия для приема остаются неудовлетворительными.

[Василенко Анна, посетительница музея]:
«Лифт и пандус: и нам больше ничего не нужно, мы передвигаемся. Но это единичные случаи – в основном, это большие высокие лестницы, и это почти для нас недоступно, сил уже не хватит поднять коляску».



[Настя, посетительница музея]:
«Лифты только делают, но не всегда. Ступеньки очень длинные я не могу подняться и поэтому не хожу, конечно».

[Владимир Левушкин, посетитель музея]:
«Нужно обладать хорошим здоровьем. Родителям надо быть крепкими, чтобы детей куда-то водить. Если нет своего транспорта, это еще усложняется, даже вплоть до того, что нет из метро выхода – турникет не рассчитан на коляску».

Если здание музея новое и не является памятником архитектуры, то при достаточном финансировании и желании руководства его можно переоборудовать под нужды инвалидов примерно за год. Однако приспособить для инвалидов здания, которые являются исторической ценностью, достаточно трудно.

[Ирина Лебедева директор Третьяковской галереи]:
«К сожалению, та архитектура, которая есть, она просто какие-то новые встроенные вещи не позволяет сделать. Там, где это возможно, это вопрос только согласования и финансов. Там, где это невозможно, мы должны искать какие-то другие пути».

Программа по приспособлению музеев Москвы для доступа инвалидов действует в столице с 2009 года. В 2011-м для этих нужд учреждениям культуры и спорта город выделил 188 миллионов рублей. На эти средства уже удалось переоборудовать 54 музея.