"Новая газета": сталинские списки по Ульяновской области

В двух томах ульяновской областной Книги Памяти жертв репрессий — 22 467 имен расстрелянных или отправленных в лагеря, раскулаченных и высланных. Но не только в масштабах дело. Как отмечено в предисловии к книге, едва ли не самое поразительное — то, что среди осужденных по 58-й статье при пересмотре дел не обнаружилось ни одного настоящего не только шпиона, но даже хотя бы вредителя.

Эта Книга Памяти есть в каждой библиотеке Ульяновской области. Эта книга — одна из лучших в России, в ней не только имена пострадавших, но и уникальные документы, раскрывающие и механизмы, и масштабы террора.

В ней приведены имена палачей и сведения о местах захоронений казненных, материалы о методах «следствия» и о заочном осуждении, об утаивании преступлений ВКП(б)—НКВД уже в послесталинскую эпоху.

Стоит поблагодарить областную прокуратуру, которая подготовила книгу. Теперь уже никто не может отговариваться незнанием. Дело только в желании или нежелании знать.

В «сталинских списках» название Ульяновской области отсутствует, по-скольку она была образована 19 января 1943 года.

Но ряд ульяновских жителей включены в списки по Куйбышевской области.

Вот, например, из списка от 3 февраля 1938 года:

ВЕРДЕРЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, 1887 г.р., уроженец г. Москвы, житель г. Ульяновска, председатель горсовета, на иждивении имел 2 несовершеннолетних детей, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 11.05.38 по ст.ст. 58-2, 58-7 УК РСФСР был незаконно расстрелян. Посмертно полностью реабилитирован 26.03.57.

А дальше — огромное количество рабочих и крестьян. Также имевших на иждивении несовершеннолетних детей.

На фото — титульный лист одного из списков по Куйбышевской области (в котором тоже есть имена жителей Ульяновской области) — и первым, как обычно, завизировал список Сталин.

Бесспорно, это достаточное основание, чтобы не забыть имя Сталина.

И чтобы оценить действия тех, кто вывешивает парадные портреты палача.