Россия и ВТО: потенциалы и риски

Пробравшись сквозь непролазные дебри экономической дипломатии и преодолев последний рубикон на пути вступления в ВТО, Россия де-факто решила одну из своих главных внешних задач. Грузия, являвшаяся тем самым рубиконом, таки наступила на горло своим политическим принципам в угоду здравому смыслу и теперь России уже точно ничто не помешает присоединиться к Всемирной торговой организации.

Радостная весть пришла из Женевы, где долгие месяцы продолжались переговоры России и Грузии при активном посредничестве Швейцарии. Именно швейцарская сторона в итоге и вразумила Тбилиси принять компромиссный вариант и пустить своего большого соседа в мировой торговый клуб. Напомню, что для того чтобы страна стала полноправным членом ВТО, необходимо безоговорочное «Да» со стороны всех государств, уже состоящих в организации. Грузия оставалась единственной, кто отказывался зажигать «зелёный свет» перед Россией.

Однако, как заявил недавно в интервью американским СМИ замминистра иностранных дел Грузии, переговорный процесс по линии Москва-Тбилиси практически завершился. Судя по всему, факт  присоединения России к Всемирной торговой организации будет окончательно засвидетельствован в Женеве на встрече министров ВТО 15-го декабря сего года. 

Что же до Грузии, то принятый компромиссный вариант предполагает создание нейтральной зоны вкупе с системой электронного мониторинга торговли при участии Южной Осетии и Абхазии. Ранее официальный Тбилиси отказывал Москве по причине того, что очень хотел видеть иностранных наблюдателей на границе России с Абхазией и Южной Осетией. У нас же подобную блажь соседа, мягко говоря, не понимали, из-за чего переговорный процесс заходил в тупик.

Итак, чего же стоит ждать от вступления в ВТО? Лейтмотивом организации является либерализация международной торговли, снятие протекционистских барьеров и взаимная открытость рынков. Таким образом, наша страна сможет расширить диапазон торговли, увеличить объёмы экспорта и, соответственно, поступления в бюджет.

Впрочем, не всё так просто и безоблачно, и уже сейчас то и дело слышатся мнения, что, мол, не гарантированны России стопроцентные выгоды от вступления в организацию. Основной тезис заключается в том, что, если наша страна не сумеет ощутимо улучшить свой бизнес-климат, желаемых преференций от присоединения к ВТО может и не быть.

Положительный эффект для России от членства в организации будет получен только вследствие либерализации своей собственной экономики, в результате устранения админбарьеров и улучшения бизнес-климата (снова-таки в расчёте, главным образом, на свои, а не на чужие компании).

Без всего этого экономика России не сможет достичь сколь-нибудь значимого роста – что с ВТО, что без неё. Кроме того, под вопросом находится и выгода экономических отраслей, ориентированных на экспорт.

В частности, для отечественной металлургии рост экспортных цен и увеличение объёмов поставок вследствие присоединения к ВТО хоть и является вполне вероятным сценарием, но едва ли это случится быстро и окажется настолько уж существенным. Для компаний-экспортёров из других областей экономики обретение такого рода преференций кажется ещё менее реалистичным.

Отдельного внимания в контексте ВТО заслуживают перспективы рубля. Российские экспортёры, вероятнее всего, не смогут обрести дивиденды от ослабления национальный валюты, потому как рубль, после окончательного присоединения к организации, имеет больше шансов укрепиться, нежели обвалиться. Компаниям, ориентированным на экспорт, сильная нацвалюта категорически невыгодна, т.к. делает производство менее рентабельным.

Что касается импорта, то Россия, очевидно, не станет значительно сокращать пошлины, за исключением отдельных товарных категорий. А значит, стремительный рост импорта как результат присоединения к ВТО крайне маловероятен. Скорее,даже наоборот: если наша страна воспользуется своим членством в организации как стимулом для улучшения делового климата, это непременно приведёт к замедлению оттока капитала. Для отечественного рубля это будет очень полезно. В итоге любое негативное влияние, которое потенциально может оказать увеличение объёмов ввозимых в Россию товаров, будет сглажено и нацвалюта останется на плаву. 

Есть ещё один ключевой аспект. Россия, отныне полноправно участвующая в мировых торгово-экономических процессах без каких-либо ограничений, должна завоёвывать рынки не с пустыми руками. В первую очередь принципиально важно развить свой внутренний рынок, реставрировать интеграционные связи с государствами-соседями (идея о Евразийском союзе подлежит реализации), модернизировать собственные производства. И вот тогда глобальное торговое пространство России точно покорится. 

Важно также понимать, что главный экономический ресурс России – нефть и газ – нормами Всемирной торговой организации вообще не регулируется. Стало быть, эта доходная часть, которая составляет не менее половины госбюджета, не изменится ровным счётом никак. Поэтому стратегической целью России в контексте ВТО является развитие альтернативных сфер экономики. Металлургия, деревообрабатывающая и лесная промышленность выиграют однозначно. Пусть даже это далеко не высокотехнологичные отрасли с высокой добавочной стоимостью, но для России они имеют огромное значение. 

Не нужно бояться того, что на отечественный рынок зайдут западные гиганты. Жёсткая конкуренция – наилучший стимул к производственной модернизации. ВТО – это необъятное торгово-экономическое пространство, в котором всегда найдётся место под солнцем. А если очень постараться, можно занять и место лидера.