«Косовский сценарий» для... Ирака

На модерации Отложенный

После военного вторжения войск США и их союзников по НАТО, после свержения режима Саддама Хусейна Ирак погрузился в хаос гражданской войны и практически оказался на грани распада.

Десятилетиями притесняемое баасистами курдское население Ирака оказало натовской коалиции всемерную поддержку в борьбе с саддамовским режимом. После того как диктатура прекратила свое существование, власти Курдистанского автономного округа Ирака стали проводить все более очевидный курс на создание независимого государства.

Нужно отметить, что подобные инициативы президента округа Масуда Барзани пользуются широкой поддержкой США и ряда стран Европейского Союза. Колоссальные запасы нефти в районе Киркука, расположенного в иракском Курдистане вызывают большой интерес иностранных инвесторов и позволяют местным властям налаживать самостоятельные контакты с Западом.

В ходе европейского турне Масуда Барзани, которое состоялось в ноябре прошедшего года, этот политик на всех встречах с лидерами европейских стран держал себя, как руководитель независимого государства. В Европарламенте он выступил на публичных слушаниях с участием членов комитета по иностранным делам, обрисовал нынешнее состояние политических событий в Ираке и представил позицию Курдистанского региона в свете предстоящих задач.

Это турне Масуд Барзани предпринял с очевидной целью найти в Брюсселе поддержку довольно резких внешнеполитических шагов курдских властей в отношении не только Багдада, но и Организации Объединенных Наций, которая предоставила Киркуку предложения по урегулированию конфликта между курдами и правительством Ирака. В частности, эти предложения были направлены на обуздание политических амбиций курдских политиков.

Тревоги международного сообщества были вызваны тем, что блок иракского парламента "Альянс Курдистана" категорически отверг идеи ООН по проведению выборов в Киркуке. Столь резкая реакция связана с тем, что предусмотрена при определенных условиях отмена референдума в Киркуке, который может стать первым шагом к созданию независимого Курдистана.

Собственно, новый закон о выборах в парламент, которые должны состояться в наступившем январе, давно стал камнем преткновения в отношениях Багдада и Киркука.

Президент Барзани заявил на церемонии принятия присяги членами курдского правительства, что Курдистанскому региону необходима единая армия, а не партийные формирования.

"Другая обязанность этого кабинета состоит в том, чтобы объединить пешмарг (курдские военизированные формирования) и силы безопасности, силы партий должны быть заменены курдскими силами, и Курдистан должен иметь одни силы пешмарга",- подчеркнул он.

Конфликт между курдами и суннитским режимом в Багдаде имеет давнюю историю и продолжается еще со времен президентства Саддама Хусейна. Как известно, 11 марта 1970 года Мустафа Барзани и Саддам Хусейн подписали декларацию о курдской автономии и с тех пор ее население рассматривает свое стремление создать независимое государство как легитимное право.

После начала второй иракской войны, когда центральная власть Багдада стала значительно слабее, курдские правители начали проводить перманентно усиливающийся курс на создание собственного государства.

Соответственно, происходило дальнейшее обострение межэтнического конфликта. Так, газета "Рудав" сообщила со ссылкой на источник в 15-й дивизии иракской армии, расквартированной в Киркуке, что курдские офицеры в массовом порядке покидают ее. За последние несколько месяцев вернулись домой большое количество солдат и 800 офицеров.

Сегодня курдские власти пользуются фактически открытой поддержкой Вашингтона. Политика Соединенных Штатов становится все более очевидно направленной на повторение в Ираке "косовского сценария", то есть на постепенную подготовку почвы для признания независимости Курдистана.

Мотивы действий американского руководства вполне понятны. Признание независимости Курдистана может стать неплохим выходом из иракского тупика. В чем же здесь интерес западных держав? Разумеется, это нефть, колоссальные запасы которой сосредоточены на курдском севере. Все прочие иракские территории не представляют сколь-нибудь значимого стратегического интереса.

С определенной точки зрения, раздел Ирака на три этнических микрогосударства действительно является возможным выходом из тупика. Правда, создание такого независимого государства неизбежно вызовет цепную реакцию курдского сепаратизма в соседних Турции и Сирии. Но Вашингтону сегодня куда важнее иметь надежный тыл в лице лояльного иракского Курдистана, чем рассматривать проблему курдов в долгосрочной перспективе.