Кавказ за неделю: обзор главных событий

В конце октября 2011г. в столовой Кабардино-Балкарской Сельско-Хозяйственной Академии произошло пищевое отравление нескольких студентов. В одном из случаев отравление привело к летальному исходу, которого можно было избежать, если был бы поставлен верный диагноз.

Жертвой оказалась двадцатиоднолетняя, уроженка сел. Кахун Кабардино-Балкарской республики - Радима Езиева. Девушка вышла замуж за две недели до трагического случая. Молодая семья не могла нарадоваться своему счастью, молодожены строили большие планы на будущее: поездка в Париж, второе высшее образование, дети. Однако все рухнуло разом...

Целью данной статьи семья несчастной девушки поставила донести до обычного читателя, к чему может привести преступная халатность и вопиющее безразличие людей в белых халатах. Что бы не оскорбить врачей и медицинских служащих, добросовестно исполняющих свои обязанности и для кого клятва Гиппократа не является пустым звуком, мы уточняем должности и фамилии душегубов, работающих в Урванской Районной Больнице, расположенной в г.Нарткала КБР.

Ниже приводится полная хронология произошедшего с момента поступления Радимы в больницу со слов близких родственников.

После возвращения из института в четверг 27 октября Радиме стало плохо: ее тошнило, голова сильно болела, к тому же, она резко ослабела. Не помышлявшая о нарастающей беде свекровь подумала о наступившей беременности и мысленно уже радовалась будущему пополнению. Но состояние снохи ухудшалось с каждым часом. Тогда она повезла сноху в больницу, где в приемном отделении ее направили к невропатологу. Девушка попала к врачу Берекетову Мурату Хажмуратовичу.

Хождение по мукам началось с попытки попасть в кабинет врача. Тот, кто стоял в очередях к известным врачам, знают: какой на них спрос и сколько людей толпятся возле их кабинетов. Но также мы знаем, что людей с сильными болями в очередях не держат - их пропускают сразу вне очереди. Однако, несмотря на тяжесть состояния Радимы и на то, что она дважды срыгнула прямо в коридоре больницы, её продержали несколько часов в очереди, пока одна из сердобольных пациенток не уступила ей место. Врач принял Езиеву. Буквально через несколько минут вывел девушку и сказал, что ничего определенного не может сказать, пока не пройдет обследование. И в этот же день в пятницу вечером девушку положили в неврологическое отделение ЦРБ и взяли анализы мочи и крови. Ночью у больной начались первые судороги. Радима стала задыхаться, в груди чувствовала сильное жжение. Мать бедняжки в панике стала вызывать врачей. Долгое время никто не подходил. Наконец подошла врач Безирова Лида, которая после осмотра девушки стала отчитывать родственников: «Что вы паникуете? Она просто капризничает из-за вас, поэтому симулирует болезнь. Вы тут мешаете». Высказав свое недовольство их «чрезмерной опекой» над больной и назначив обезболивающее и успокоительное, она удалилась.

Следующим утром 28.10 2011г. врач Берекетов направил её в Нальчик для обследования головного мозга. Томография не выявила каких-либо патологий и врач пришел к выводу, «что ничего страшного нет, это, скорее всего, последствие стресса после замужества. Я сделал назначение (по телефону) и лекарство не сразу подействует». После этих слов он отправил девушку к ЛОР-врачу и не появлялся в течение суток. А ЛОР-врач поставил диагноз - АНГИНА, при том, что больную буквально скрутило: она не могла говорить, видеть и ей было трудно дышать. Она подала знак, что хочет что-то написать. Ей подали ручку и тетрадь, где она просила позвать нормального врача, спрашивала едет ли врач, писала, что не может дышать. Все было написано на родном языке девушке - кабардинском. То, что можно было разобрать приводиться ниже.

Рис.1 «Врач идет, Скоро будет?», «у меня зрение было идеальное»

Рис.2 «Это не ангина. Слюна идет в легкие».

Понимая, что помощи не будет и на ее «симуляцию» не обращают внимания, Радима пыталась спасти себя сама. Она писала имя врача, который мог ее спасти

Рис.4. Здесь Радима пытается донести до близких, чтобы они позвонили сестре Вагапа - Зарине, номер которой был у нее в мобильнике.

Для тех, кто не знает: Вагап - это местный врач - инфекционист, считающийся одним из самых лучших специалистов в республике.

Девушка продолжала пытаться донести, через тетрадь и ручку, практически вслепую, что она не болеет ангиной.

Рис.5. «Это не ангина. Это не имеет отношения к ЛОР-врачу. Она (врач) в этом не разбирается».

Рис.6. «Слюна идет в легкие. Это не ангина».

Так прошла суббота и наступило воскресенье 29.10.2011г. - последний день жизни для Радимы.

Рано утром в 6 часов бабушка и свекор по отдельности позвонили обнадежившему их врачу Берекетову и потребовали от него оставить телефонные переговоры и вылечить Радиму, так как ей стало намного хуже». На том конце связи послышался ответ: «Я на дежурстве в Нальчике. Приеду после дежурства». Через какое - то время по его направлению пришел окулист - Артур Рубаев, который тщательно осмотрел пациентку и, не найдя отклонений в своей области, пожелал выздоровления и ушел.

После окулиста зашли два врача, один из них реаниматолог Срукова Ирина Беталовна. Она поставила капельницу. Но не в силах больше терпеть, так как от неё ей всё хуже и хуже, Радима сама извлекла иглу и повернулась ко всем спиной.... Врач Срукова вызвала мать и задала абсурдный вопрос: «есть ли у Вас в роду душевнобольные?», ссылаясь якобы на истерику Радимы и на ее нежелание разговаривать. Не помня себя от отчаяния, мать и свекровь умоляли отправить девушку в реанимацию, ведь там как-никак уход лучше и ответственность за жизнь больного больше.

На что они услышали в ответ от той же Сруковой: «Хватит паниковать! Где она тяжелая?! У неё руки и ноги в действии! Не может дышать, так как нервный ком перехватывает дыхание. Угомонитесь! Вы ещё не видели тяжелобольных. У неё нет никаких серьезных отклонений в здоровье. Вся проблема в ней самой - она не хочет выздоравливать...» Не хочет выздоравливать...

Таким образом, врач Срукова, поставив девушке с пищевым отравлением диагноз «душевнобольная», назначила усыпительное и обезболивающее средство и удалилась.

Все, что чувствовала убиваемая безразличием и непрофессионализмом врачей Радима передается в ее письме.

Рис.7. разбирается два слова «Сошынэ» - мне страшно.

После ухода врача медсёстры посадили Радиму и попытались напоить чаем, так как она за все дни пребывания в больнице ничего не ела и не пила, что так же пыталась объяснить письменно.

Потом повели ослабевшую и ослепшую девушку к окну, чтобы «снять нервный ком». Не прошло и десяти минут, как Радима стала покрываться сине - зелеными пятнами и начала хрипеть. Только после этого испугавшись не на шутку, медсёстры выгнали всех родственников, уложили Радиму на пол и попытались сделать искусственное дыхание. Но у больной изо рта пошла пена и медсестры позвали супруга Радимы - Азамата. Вместо ожидаемого дыхания последовала рвота из желто - зеленой массы и наступила моментальная смерть. Будучи свидетелем всего происходящего, мать Радимы упала в обморок. Родственники стали искать врачей. Возле реанимационного отделения встретились два медработника, которых попросили поторопиться к «больной», так как родня ещё лелеяла надежду, что Радима дышит. На просьбуродственников одна из медработников - Караева Ирина ответила, что «у меня нет крыльев, я не умею летать», и продолжила шаг с прежним темпом. Увидев Езиеву, она тут же поторопилась и перевезла уже бездыханное тело Радимы в реанимационное отделение, тем самым пытаясь сгладить свою вину.

Хотя врачи и пытались скрыть, что на момент перевозки Радима была мертва, однако факты говорят сами за себя: у девушки уже не было пульса, медперсонал пытался оживить девушку на грязном полу палаты, к тому же, цвет лица и обвисшие потемневшие руки на каталке нельзя было не заметить.

К сожалению, родственники Езиевой не смогли достучаться до черствого сердца реаниматолога Сруковой.

Через полчаса мучительного ожидания семья услышала страшную правду. Появившийся на больничном горизонте долгожданный «лечащий» врач Берекетов завел родителей в кабинет и констатировал: «Ваша дочь мертва. Если хотите узнать причину смерти, назначим вскрытие...» осознав, что вскрытием Радиму не вернуть, родственники отказались.

Шокированные произошедшим и убитые горем родители и муж не могут понять: почему таким профнепригодным специалистам, как Мурату Берекетову, и абсолютно черствым душой Ирине Сруковой и Лидии Безировой позволяют находиться среди больных, калеча и убивая их и оставаться безнаказанными за совершенное преступление. Они убивают своим действием или бездействием не только отдельных больных, но и доверие тысяч людей к людям в белых халатах. В данном случае, профессиональная солидарность врачей не может быть уместной.

На примере несчастной пациентки Радимы Езиевой, близкие и родственники убедились, что профессиональные и морально-этические качества врачей как ни у каких других работников тесно взаимосвязаны. Это подтверждается поступком врача Ирины Сруковой, утверждающей, что её не было на этом дежурстве, и что она не несет никакой ответственности за вменяемое обвинение. Да и Берекетов пытается отписаться своим абсурдным запоздалым диагнозом: «демиелизирующий процесс головного мозга», проще говоря, отек мозга. Именно он отвечал отказом на неоднократные просьбы родственников перевести больную в Нальчик к другим специалистам. И до самой кончины Езиевой, чье тяжелое состояние теперь уже не вызывает сомнений, так и не был поставлен «калечащим» врачом диагноз. И за три дня её нахождения в отделении, кроме как на кровь и мочу, не взяли других анализов и не сняли кардиограмму!!! Хотя бедняжка показывала всем, как быстро бьется её отравленное сердце, в том числе и человеческим безразличием.

Свадебное фото Азамата и Радимы.

Если учесть, что девушка слева на снимке, лучшая подруга Радимы - свидетельница Ашхотова Анжелика, обедавшая с ней из одной тарелки в той злосчастной столовой, тоже оказалась на больничной койке с диагнозом «ботулизм», то этот факт не оставляет сомнений, что Берекетов не смог определить разницу между симптомами отравления и признаками неврологического заболевания, в области которой (он врач неврологического отделения) считается, надеемся уже считался одним из лучших.

P.S. Невозможно передать словами, через что прошли семьи Езиевых и Безировых за эти три страшных дня, за которые больная и ее близкие не то, что не увидели добросовестного подхода врачей к своей работе, но и не услышали ни одного теплого слова поддержки, кроме слов врача Артура Рубаева и медсестры - Залины Бесланеевой. Дай Бог здоровья Вам и Вашим близким, и не увидеть, то, с чем столкнулись покойная Радима и ее родственники.

«Нашу дочь не вернуть, - говорят родители погибшей, - но мы боимся за тех, чьи здоровье и жизни под большой угрозой, пока в медицине находятся такие бездушные люди в белых халатах». А люди без души - это нелюди.