Проблема ислама в левом национализме

Разув ноги, Неус Торрес входит в исламский центр города Игуалада и направляется в центр зала, в место, где собрались женщины. 47-летняя Неус была активным членом радикальной организации La Crida, выступающей за независимость Каталонии от Испании. Она находит свободное место и с благоговением наклоняется вниз, пока ее лоб не касается пола, и произносит арабские слова. Оставаясь яростной защитницей каталанского языка, она работает на благо распространения ислама в ущерб традиционной религии своего народа.

И она не исключение - сотни радикальных националистов Каталонии принимают исламскую веру. Новообращенные перестают праздновать Рождество, отказываются от свиной колбасы и больше не танцуют каталанский народный танец Сардана. Теперь они едят халяльное мясо и читают Коран на каталанском языке. "Я учу арабский", - говорит Торрес, - "Но я предпочитаю читать Коран на каталанском. Я восхваляю Бога на каталанском. Это язык, который я чувствую".

Сложно сказать, сколько именно мусульман вышли из рядов каталонских националистов, потому что нет такой статистики и мечети не ведут списки. Но увеличение числа организаций автохтонного происхождения, исламские публикации на каталанском языке и интернет-сайты, ориентированные на эту группу людей, наглядно демонстрируют происходящее.

Исследование, опубликованное исламским центром Перпиньян, имеющим связи с каталонскими мусульманами, приводит цифру в 7000 обращенных в ислам начиная с 2001 года. Хотя цифра кажется незначительной в сравнении с почти 500 000 мусульман, живущими в регионе, все же отражает стремительный темп роста этого показателя. Семеро из десяти таких новообращенных имели или имеют отношение к национализму. Действительно, те немногие члены ERC (ред. прим.: на каталанском - Esquerra Republicana de Catalunya - партия левых республиканцев Каталонии, выступающих за независимость каталонских земель от Испании и Франции), которые раскрыли свою религиозную принадлежность, оказались последователями магометанской религии.

Двое из десяти членов республиканской партии также исповедуют эту религию. В других радикальных организациях, как в случае с Reagrupament  (ред. прим.: партия выступает за создание суверенного государства Каталония), число мусульман среди активистов также стремительно растет.

Эксперт по религии Висенте Салафранка говорит: "Испания для них - это родина католицизма и героев, прославленных историками, легенда о которых ковалась через веру во Христа. Отречение от католицизма для них является одной из форм отказа от Испании. По сути, многие стали мусульманами из ненависти к испанским обычаям".

В районе Барселоны находится самое большое число мечетей во всей Испании, но также здесь наиболее заметны коренные жители, принявшие ислам. Имам Мухаммед Басри говорит, что когда он приехал в этот район в 1995 году, здесь не было ни единого мусульманина-каталонца, но теперь он таких видит регулярно.

Примечательно, что семья Торрес, в основном католики, спокойно приняли решение Неус принять ислам и не выражает негативных эмоций по поводу ее нового внешнего вида - традиционного женского мусульманского облачения. Она утверждает, что никогда не чувствовала себя маргинализированной, в значительной степени, благодаря симпатии к мусульманским идеям среди каталонских националистов.

"Каталонский национализм всегда был ближе к имамам, чем к католической иерархии", - утверждает Салафранка. "Сейчас я чувствую себя как в родной семье", - говорит бывшая активистка организации La Crida, которая продолжает выступать за независимость региона, но теперь уже в исламском ключе. "Ислам может стать источником энергии, в котором так нуждается Каталония, чтобы сбросить с себя цепи и вернуть себе самоуважение".