Бжезинский: Россия сегодня решает задачу выживания

Збигнев Бжезинский в Нормандии выступил с речью, которую некоторые поспешили окрестить новой речью Черчилля в Фултоне.

Сегодня уже ясно, говорит Бжезинский, что судьба России заключается не в том, чтобы контролировать "половину мира". "Россия сегодня решает задачу выживания в условиях внутренней стагнации и депопуляции на фоне растущего Востока и пусть сбитого с толку, но богатого Запада. И именно поэтому западная политика подбадривания Украины к тесным связям с ЕС является критически важной предтечей стимулирования России к как можно более близкому вовлечению в Запад. Это не может случиться при президенте Путине, но внутренние предпосылки для демократической эволюции в России растут и, с моей точки зрения, в конечном счете перевесят. Русские сегодня так открыты миру, как никогда ранее", - заявил он, призвав "в долгосрочной перспективе – на протяжении следующих 2-3 десятилетий" включить в проект "атлантическое сообщество" и Россию. Мнение президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова по поводу высказываний западного политолога – для Накануне.RU.

"Во-первых, Бжезинский прав, что мы никак не выберемся из этой трясины либерализма и выйдем на свой путь развития. Отсюда и депопуляция населения и все наши проблемы. Мы не знаем, куда мы идем, мы не видим своей высокой цели. Да не определились даже куда нам глядеть. На Запад или на Восток? А ведь выдающееся умы России ответили уже давно: нам нужно быть самим собой. Мне кажется, что перед Россией сейчас стоит выбор — и он может сделан в пользу Евразийского Союза – как стратегического направления. Более того - это первое, с чего должен начинаться этот выбор, но далеко не последнее. Однако, мало заявить об этом, это выбор нужно начинать на глубоко научной основе и вырабатывать теорию и концепцию и стратегию, а не просто выкрикивать предвыборный лозунг.

Второе, Россия может быть инициатором формирования четвертого геополитического пространства, сегодня мы видим, что Северная Америка, Европа и Китай – это те центры мира, которые определяют исторические процессы XXI века.

Но Россия в союзе с Индией, Ираном, другими странами, возможно, даже и с Японией, может ведь формировать свое пространство. И прежде всего - это Евразийский Союз, и он дальше развивает экономическое направление, направление безопасности, культурное направление и так далее. Что же касается предложения Бжезинского взять Россию со временем в Атлантический союз, в союз с Западом, ну, господин Бжезинский пусть проанализирует сначала, куда это атлантическое сообщество идет само и куда оно завело человечество. Это уже уходящий поезд и за ним бежать не нужно. Мы видим, что, наоборот, на Востоке рождается новый мир, новый смысл жизни, новые модели экономики - экономики более духовной, более нравственной. Нам больше нужно смотреть на Восток, но лучше, конечно, самим предлагать свои идеи, но, чтобы делать это, надо выбраться из кризиса, в котором, как верно заметил, Бжезинский мы пребываем.

То, что Бжезинский нам желает – это типичное русофобство. Он сформировался в годы холодной войны как русофоб и отойти не может от этого. Многие говорят сейчас, что русофобские настроения нарастают и в мире. Заявления некоторых лиц республиканской партии США безусловно настораживают. Но это не удивительно, что они снова появляются. Мы слабы, мы мечемся: то кого-то поддержим в пику американцам, то пойдем на Восток, то опять ползем на Запад - такая политика никого не заставит нас уважать. Поэтому нас пинают и Запада, и с Востока, и риторика сегодня ужесточается – чего стоит последнее высказывание, которое приписывают Бараку Обаме, якобы он рекомендовал странам ЕС продавать часть своих долгов России за нефтедоллары, потому что Россия уже нежилец и вскоре развалится, а долги будут прощены. Мы действительно мечемся, крутимся, пляшем на месте в разные там бадминтоны, но стратегической цели не обозначено. Мы сами себя уничтожаем, разрушаем, разваливаем. Над неудачником всегда будут потешаться издеваться".