Военные священники решили написать себе устав

На первых в истории российской армии сборах армейских священников будет создан свод правил работы военных духовников.

Действующие военные батюшки со всех видов и родов войск собрались в Ростове-на-Дону, чтобы обсудить, как правильно организовывать работу по духовному окормлению солдат и офицеров.

В присутствии командиров бригад, представителей Генштаба священники расскажут, каково им заниматься духовной работой в новой для себя должности заместителей командира части. А генералы и полковники по итогам этих сборов выпустят своеобразный устав армейского священника — сборник рекомендаций по организации этой работы.

— В гражданском обществе в каждом церковном приходе каждый священник по-своему организовывает свою работу. Мы хотим, чтобы в армии все-таки было некое единообразие, поскольку военные коллективы живут по уставу. Конечно, это не будет устав в армейском смысле, обязательный к выполнению. Но к этим рекомендациям новые священники, которые готовятся работать в войсках, непременно прислушаются, — сказал «Известиям» начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны Борис Лукичев.

По его словам, пока ни один из пунктов этого устава не выработан, поскольку Минобороны решило не прогнозировать пожелания священников заранее, а «внимательно выслушать священников, имеющих реальный опыт работы в войсках». Однако одним из важных его разделов будут правила взаимодействия священников с командирами воинских частей.

— Все армейские священники работают на должностях помощников командиров, и это накладывает на них определенные обязанности, которые нужно выполнять, — пояснил Лукичев.

Ожидается, что работа по формированию свода рекомендаций будет завершена к концу ноября, после чего их распечатают и выдадут всем армейским священникам.

Институт военного духовенства был учрежден два года назад. Военные надеются, что он будет способствовать предотвращению конфликтов между представителями разных религиозных конфессий, смягчению нравов в солдатских казармах и в матросских кубриках.

По задумке военных, в армии должны быть представлены три религиозных учения христианство, мусульманство и буддизм. При этом самая многочисленная каста священнослужителей — представители РПЦ. Сейчас в войсках работают девять православных священников и всего один имам — Ильдар Синдикаев. При этом кроме последователей собственного вероисповедания армейские священники должны уметь помогать и представителям других религий.

— У всех аврамических религий общие традиции и одинаковое отношение ко греху — педофилам, гомосексуалистам, сквернословию. Поэтому у нас много общего. Хотя, конечно, есть и различия, которые мы безусловно уважаем. Нерелигиозный человек с оружием в руках намного опаснее, чем представитель любой религии, — рассказал «Известиям» главный священник ВДВ Михаил Васильев.

По его словам, сейчас главная задача армейского батюшки — не обратить солдата в христианство, а помочь ему советом, утешить в горе, ободрить. При этом большинство военных, которые регулярно рискуют жизнью ради Отечества, нуждаются в «духовном направлении».

— Даже перед обычным прыжком с парашютом человек оказывается перед лицом вечности, задумывается о своей жизни. И в такие минуты, когда не бывает притворства, помощь священника очень важна. Хотя иногда солдат искренне молится просто о том, чтобы его девушка дождалась. И потом, нигде не совершается так много чудес, как там, где человек рискует жизнью, где вдруг каким-то чудом не взрывается фугас... — пояснил Васильев.

До 2012 года к работе на армейских должностях планируется привлечь 240 служителей церкви и еще девять гражданских лиц. За их работу отвечает отдел РПЦ по работе с Вооруженными силами, который возглавляет протоиерей Дмитрий Смирнов.

Сегодня священнослужители на общественных началах проводят работу в 789 гарнизонах Министерства обороны, при этом в 420 гарнизонах построены храмы.