Думая о завтрашнем дне, вспомни вчерашний: кризис

Может быть, один взгляд назад мне откроет глаза на будущее...

Говоря о вероятно грядущем в скором времени кризисе, невольно вспомнишь его предыдущий этап. Вот и я недавно этим занимался. Приятель спрашивает: а ты отложил в памяти, как впервые услышал о том, что таки грядет кризис? Я вспомнил... И сам поразился своему ответу.

Стабильная стабильность

О кризисе я услышал в октябре 2008 года. Да, не удивляйтесь! В октябре. Поздновато. Причем услышал от старушек у подъезда - они, насмотревшись теленовостей, сидели и судачили про то, что банкиры, мол, доигрались. Я же в то время был занят проектом, который захватил меня полностью до самого Нового года. Уверенность в будущем у меня была абсолютная, только времени не хватало не то что на просмотр телевизионных новостей, но и даже на то, чтобы вовремя пообедать.

После того как я услышал о кризисе от бабушек, я крепко призадумался. До новогодних каникул я трудоустроен, а что дальше? Я стал делать запасы и «наводить мосты». В результате в моей квартире оказались мешки с рисом и сахаром, родительский подвал заполнили овощи (впервые лет за семь!), а ваш покорный слуга вернулся из рекламного бизнеса в газетную журналистику, где обитает и до сих пор.

Настроение тогда у всех действительно было похуже, чем в августе 98‑го. Тогда никто ничего хорошего и не ждал, 90‑е практически по всем проезжались многотонным катком. Но в начале нового века каждый был полон надежд. Многие стали не просто повышать свой жизненный уровень, но и обрастать жирком достатка. Простите за тавтологию, стабильность воспринималась как нечто абсолютно стабильное. И тут - нате вам.

Скептики и паникеры

Еще вспоминаются скептики. Среди моих знакомых таковых хватало - в Архангельске, Северодвинске, Москве, Питере... Они с упорством, достойным лучшего применения, заявляли: кризиса нет, это беззастенчивый информационный «вброс», нас просто хотят на что­то «развести». Были и те, кого можно назвать паникерами (каюсь, я тогда был скорее в их лагере). Их тезисы: вот он пришел, коллапс российской экономики, власть явно не способна его остановить, нас ждет не просто великая, а величайшая депрессия, спасайся кто может!

К счастью, неправы оказались и скептики, и паникеры.

Счастье от неправоты скептиков и как следствие от таки принесенного к нам кризиса очевидно. Он не просто нас многому научил и укрепил, но и наглядно на практике показал (и тут уже неправы паникеры) жизнеспособность антикризисных механизмов. Которые в ходе кризиса были исправлены и дополнены.

Эффективно управлялся стабфонд (создание, которого в свое время многие принимали в штыки), поддерживались как целые отрасли (пусть не все, но это другой разговор), так и незащищенные слои граждан. Мы - и страна, и ее экономика - устояли.

Да, Владимира Путина и Дмитрия Медведева много критикуют. Иной раз заслуженно. Но все­таки мне кажется, их действия в кризисной ситуации можно записать им явно в плюс. Отдельное уважение лично у меня вызвало олимпийское спокойствие лидеров государства в сложившейся ситуации. Да, они не рисковали страной, они подстраховались, но... Не делать никаких резких движений было, согласитесь, непросто.

Как жить дальше?

Что теперь? А теперь кризис к нам идет не из Америки, а из Европы. Пешком. Как вы понимаете, он, выходит, намного ближе. И дойдет до нас кризис свеженький, бодренький, сил в дороге не растерявший. Вот что плохо.

Предаваться унынию я бы советовал только для профилактики, в малых дозах. Уверенность, что и это мы переживем, лично у меня есть. Ну, кризис очередной, у нас и не такое бывает. Вы видели, что сейчас в Греции происходит? Вот то­то.

Вообще наша «социалка» могла бы быть сильно лучше, работает она несовершенно. Но знаете, как я погляжу, государства с усиленным пособием для всех переживают кризис гораздо острее. Вернее, не сами государства даже, а те их граждане, которые привыкли ко всему готовому и никак не хотят понять, что халявы какое­то время не будет. Франция - тому печальный пример.

Как быть теперь нам, простым обывателям, советовать даже не берусь. Могу дать лишь самые общие рекомендации. Сидим тихо, резких движений не делаем, надеемся на лучшее, работаем, не транжирим, готовимся к худшему, ищем запасные аэродромы на предмет трудоустройства...

А у меня дома, тем временем, снова появились мешки с рисом и сахаром, а родительский погребок наполнился овощами. Впервые за два года.