Конфликт Москвы и Минска: не выиграет никто

На модерации Отложенный



В российско-белорусском споре об экспортной пошлине на нефть не будет победителей, уверены минские эксперты. Но будет пострадавший — белорусский народ, для которого заканчивается эра благополучия и стабильности, обеспеченная дешевыми российскими энергоресурсами.

Цены на бензин в Белоруссии вырастут в полтора-два раза, белорусский экспорт на Запад упадет примерно на столько же, бюджет страны недосчитается 5-6 млрд долларов.

Экономисты в Минске единодушны во мнении, что 100-процентная пошлина на поставляемую из России нефть грозит Белоруссии масштабным промышленно-финансовым кризисом. Политики прогнозируют социальные потрясения.

Золотая цена белорусских НПЗ

«Лукашенко не продал россиянам белорусские нефтеперабатывающие заводы!», — установила первопричину конфликта народная молва.

За день до нового года президент Белоруссии публично объяснял, что на эту собственность находятся российские покупатели, но Минск выставляет им свои условия и трехлетний «испытательный срок». «На дурняк в Белоруссии не получится!», — заявил тогда Лукашенко.

Аналитики между тем заявляют, что введенная россиянами пошлина напрочь обесценивает бюджетообразующие заводы в Новополоцке и Мозыре.

Доля нефтепродуктов в объеме белорусского экспорта в минувшем году составила почти 35% и принесла около 6,5 млрд долларов. Докризисный 2008 год был еще более выгодным — 10,7 млрд долларов. Тонна сырой российской нефти для Белоруссии в 2009-м стоила в среднем 339 долларов, в цену входила спецпошлина в размере 35,6% стандартной экспортной пошлины.

Если белорусский президент не хочет больше быть президентом, он может сделать две вещи: ввести заградительные пошлины на подержанные автомобили и увеличить цены на бензин.

Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия»

При новых 100-процентных российских экспортных пошлинах «более половины нефтяного бизнеса вообще теряет смысл», — заявляет экономист Ярослав Романчук.

«При объеме закупки Белоруссией сырой нефти в 2010 году в 21 млн тонн (примерно как в 2009-м) за нее нужно будет заплатить 8,82 млрд долларов. Объем пошлины в российский бюджет составил бы 5,6 млрд долларов. Это примерно 11% ВВП Белоруссии», — объясняет Романчук.

Сокращение объемов закупок российской нефти влечет сокращение экспорта нефтепродуктов, а это — потери бюджета, темпов роста ВВП и угроза устойчивости белорусского рубля, прогнозирует экономист.

Ловушка для Лукашенко?

Критики «белорусского экономического чуда» не однажды предрекали крах стабильности при отказе Москвы субсидировать экономику Белоруссии. Экономические потрясения нынче угрожают планам Лукашенко переизбраться на очередной, четвертый по счету президентский срок.

«Кремль в последнее время часто и явно демонстрирует, что Лукашенко ему надоел. Недовольство Кремля плюс недовольство вдруг резко нищающего белорусского народа — что еще надо для замены „союзника“ на более сговорчивого?» — замечает экономист и политик Людмила Грязнова.

Считается, что у Путина напряженные отношения с Лукашенко

Политолог Валерий Карбалевич также не исключает, что Москва попытается использовать предвыборный для Белоруссии год. По мнению аналитика, угроза роста социальной напряженности может помочь россиянам сделать Лукашенко сговорчивее. В частности, по вопросу продажи нефтехимического комплекса «Нафтан-Полимир».

Лукашенко уже попал в ловушку, утверждает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

«Если белорусский президент не хочет больше быть президентом, он может сделать две вещи: ввести заградительные пошлины на подержанные автомобили и увеличить цены на бензин.

Таможенный союз – это ловушка и для Лукашенко, если к июлю цена на подержанные автомобили из Европы вырастет в два раза [Белоруссия обязалась повысить пошлины на импорт иномарок почти до российского уровня — ред.]. Таможенный союз — это проигрыш, если цена на бензин после нынешнего конфликта увеличится вдвое», — утверждает Леонид Заико.

«Кстати, многим будет интересно узнать, что один килограмм переработанной в Белоруссии нефти в виде нефтепродуктов стоит 42 цента. Покажите мне в Белоруссии нефтепродукты по 42 цента – бензин, дизтопливо и прочее! Люди в Белоруссии и так платят за бензин в два раза больше, чем он стоит», — добавляет экономист.

В союзном белорусско-российском государстве может начаться дележка, которую не однажды при обострении отношений обещал Лукашенко: платите нам за транзит всего, что через Белоруссию движется, а еще за военные базы, за ПВО. Военное российское лобби, кстати, вряд ли при этом безоговорочно поддержит свое российское руководство

Людмила Грязнова, белорусский экономист и политик

Белорусы, однако, привыкли верить своему руководству.

«Еще наш президент свое слово не сказал. Он прав, когда отстаивает наши интересы. И ждет пока — пусть они там в Москве наговорятся и перебесятся. А затем будем решать — кто найдет, а кто потеряет», — говорит Игорь Максимов, активист БРСМ, поддерживаемого государством молодежного союза.

Кто кому уступит?

Потери, впрочем, грозят не только белорусам, но и российским нефтяным магнатам. На «выходе» к Западу пошлина за произведенные белорусами из российской нефти продукты делилась в соотношении 85% для России и 15% для Белоруссии. Ряд российских аналитиков уже призвали отечественных олигархов с пониманием отнестись к политическому решению своего руководства.

«Кремлю придется идти на уступки под давлением олигархов, теряющих часть своей прибыли», — полагает, однако, кандидат экономических наук Людмила Грязнова.

«Этот „нефтяной“ конфликт в случае развития грозит Кремлю политическими скандалами. Минск уже пригрозил выходом из Таможенного союза, только что созданного под патронажем Москвы; в союзном белорусско-российском государстве может начаться дележка, которую не однажды при обострении отношений обещал Лукашенко: платите нам за транзит всего, что через Белоруссию движется, а еще за военные базы, за ПВО. Военное российское лобби, кстати, вряд ли при этом безоговорочно поддержит свое российское руководство», — замечает Грязнова.

Белорусская сторона уже предложила россиянам в 2,5 раза больше платить за транзит электроэнергии в Калининградскую область. А в понедельник пригрозила остановкой этого транзита.

Пресса обеих стран вспоминает события января 2007 года, когда из-за пошлины на нефть не только прервалась поставка российского сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, но был приостановлен транзит нефти в страны Евросоюза.

Аналитики в Минске полагают, что Лукашенко в предвыборный год важно заручиться поддержкой Европы и обрести имидж надежного экономического партнера в области транзита между Западом и Востоком.

Нынче в Европу нефть поставляется без перебоев и, по сообщению российской стороны, возобновлена подача сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Как сообщили в Минске, в январе импорт нефти из России должен составить более 1,5 миллионов тонн. 1,126 миллиона тонн уже законтрактовано и оплачено белорусской стороной.

«Субъекты хозяйствования все урегулировали, и российская сторона должна выполнить свои обязательства», — заявляют в белорусском правительстве.