За что любимый дизайнер российских звезд попал под статью
На модерации
Отложенный
Известный декоратор, которого обвиняют в попытке рейдерского захвата московской выставочной фирмы «Инконнект», идет на поправку. Три недели он провел в искусственной коме. Сейчас он открывает глаза, реагирует на внешние раздражители. Сможет ли Краснов в ближайшее время отвечать на вопросы следователей, пока не ясно. «Комсомолка» провела собственное расследование и попыталась понять, какие обстоятельства столкнули Краснова с законом и чуть не стоили ему жизни.
ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ
Когда читаешь о Краснове, невольно изумляешься: где он и где та компания «Инконнект», в вымогательстве которой его обвиняют? За 30 с лишним лет сценограф успел «сделать красиво» по всему миру. Открытие чемпионата мира по легкой атлетике в Афинах, концерт звезд русского балета в Нью-Йорке... Краснов оформлял презентации России в Гватемале и Цюрихе, так что где-то благодаря и ему мы заполучили Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. Главный художник Большого Кремлевского дворца, совладелец Форум-холла, бог сцены, не первый - единственный. Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон и Лев Лещенко - проще назвать, с кем из знаменитостей Краснов не дружил и с кем не работал. На празднование 50-летия Краснова в январе собрался весь столичный бомонд, а кого не пригласили, тому стоило крепко задуматься.
Когда в Википедии спрашиваешь про «Инконнект», она смущенно уточняет: «Возможно, вы имели в виду инконель?» Таких фирм - сотни, еще два месяца назад «Инконнект» был широко известен лишь в узком кругу. Тем не менее пути Бориса Краснова и «Инконнекта» пересеклись...
Сейчас вокруг этого уголовного дела и лично Бориса Краснова словно заговор молчания. Даже его друзья - те самые знаменитости с обложек глянцевых журналов - отказываются просто говорить о нем. Молчат следователи и потерпевшие. Адвокаты умолкают, когда дело доходит до деталей. Я связался с дочкой Бориса студенткой Дариной, хотел взять интервью у нее или ее мамы. Мне вежливо отказали. Так что остается выстраивать собственные версии.
ПЛЮНУЛ И ВЗЯЛ ЧТО ДАЮТ
Ресторан «Рис и рыба» на верхнем этаже кинотеатра «Ударник». От офиса «Инконнекта» - 3 минуты ходьбы. За столом двое - юрист инвестиционной компании «Магма» Иван Дунаев и гендиректор «Инконнекта» Татьяна Садофьева. Речь идет о продаже компании, Дунаев предлагает разные варианты - 50 процентов, 70... Юрист не знает, что разговор записывается и вместе с заявлением о вымогательстве ляжет на стол следователя. По данным источника «Комсомолки», эта запись была единственным доказательством, с которым Татьяна Садофьева пришла в полицию. Оперативные мероприятия, прослушка - и возбужденное «по факту» дело начинает обрастать фигурантами. Начальник департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга Сергей Шилов, замначальника отдела выставок министерства Юрий Богданов, вице-президент «Спортивного информационного агентства» Олег Литошенко и, кому мало, знаменитый декоратор Борис Краснов...
На рейдерский захват, о котором упоминали в «Инконнекте», все это совсем не похоже. Рейдеры приходят с приставами и решениями заполярных судов. Здесь же достойные, казалось бы, люди ни с того ни с сего требуют отдать им все сто процентов компании, которая только-только получила госконтракт на 375 миллионов рублей. Это даже среди братков беспредел. Кроме случаев, когда имущество забирается за долги. Должен 10 тысяч долларов - прикуют к батарее. А если на три нуля больше - пришлют юриста. Как выяснила «КП», Борис Краснов имел все основания предъявить Татьяне Садофьевой долговые претензии. Они познакомились в прошлом году, когда «Инконнект» выиграл тендер на организацию Российской национальной выставки в Париже. Кто-то, наверное, помнит кадры из телерепортажей с огромными, в три человеческих роста, матрешками. Их сделал Борис, которому Татьяна Садофьева заказала оформление павильона. Именно после этой выставки между Красновым и Садофьевой разразилась война.
- «Инконнект» с Борисом не сошлись в финансовых вопросах, - рассказал «Комсомолке» возглавляющий защиту Краснова адвокат Александр Добровинский. - Сначала они договорились, что Краснов за работу получит 103 миллиона рублей. А когда все было сделано и пришло время платить, начались разговоры о том, что расходы оказались выше, денег нет. Борису предложили 40 миллионов с небольшим. Разразился скандал. В итоге Борис плюнул и взял что дают.
Можно позавидовать человеку, способному плюнуть на 2 миллиона долларов. Но может быть, он и не плюнул вовсе? Может, спустя год, когда «Инконнект» получил 375 миллионов рублей за российский павильон на ЭКСПО-2012, Краснов решил вернуть потерянные деньги? Это первая версия: мотив, как говорится, налицо... Но у нее есть изъян. Следствие, похоже, не считает Краснова не то что организатором, но даже рядовым членом группировки вымогателей. Ведь за решеткой оказались все, даже юрист. А Краснова отпустили под залог - следователь сам ходатайствовал об этом. Видимо, Борису удалось убедить, что ни он, ни долг в 60 миллионов рублей не играют в деле существенной роли.
- Когда мы пришли на допрос, следователь сразу сказал: «Борис Аркадьевич, приготовьтесь, мы сегодня вас задержим», - рассказывает «КП» адвокат Краснова Иманали Узалов.
- Борис оторопел. Может быть, из-за этого на вопросы он отвечал как-то невпопад. Мы чувствовали, что нам не верят. Но на следующий день нам удалось убедить следователя повторно его допросить. Борис успел собраться с мыслями. Говорил уже совсем по-другому, и следователь после допроса сказал: «Считаю, что вас не нужно арестовывать. Я буду просить в качестве меры пресечения залог».
ПРОВЕЛ ТЕНДЕР - И В БИЗНЕС
Откуда в деле чиновники Минпромторга? Могла ли Татьяна Садофьева задолжать им? Думаю, да. С 2007 года компания «Инконнект» становится организатором выставки «Госзаказ». И после этого как по волшебству «Инконнект» получает один выгодный госзаказ за другим. 2008 год - ЭКСПО в Сарагосе, 2010-й - Российская национальная выставка в Париже, теперь - ЭКСПО-2012 в Корее. Все это контракты на сотни миллионов рублей. И сейчас в вымогательстве обвиняют тех, кто своими руками отдавал «Инконнекту» эти миллионы.
Залезаю на сайт закупки.ру и нахожу протокол тендера на подготовку российского павильона ЭКСПО-2012. Торги на понижение... «Инконнект» побеждает, предложив 375 миллионов рублей. А занявшее второе место «Агентство национальных коммуникационных стратегий» предлагало на 75 миллионов (!) меньше. По мнению специалистов, 375 миллионов (более $12 миллионов) - слишком высокая цена.
- Нам давали не больше $8 миллионов, - сказал мне Вячеслав Мельник, главный эксперт «Экспоцентра», компании, до 2005 года представлявшей Россию на всех ЭКСПО.
Так что версия номер два: между Татьяной Садофьевой и покровителями из Минпромторга могли существовать некие договоренности. Например, откат за победу в тендере. Цена контракта была намеренно завышена, а «вымогательство» стало следствием невыполнения «Инконнектом» обязательств. Кстати, по данным источников «КП», продать долю в компании предложила сама Татьяна Садофьева за несколько месяцев до возбуждения дела. Возможно, изменение состава учредителей тоже было частью сделки. Косвенно это подтверждается сообщением компании «Инконнект» от 9 сентября. В нем говорится о 6 месяцах давления с целью рейдерского захвата. Но в полицию Татьяна Садофьева почему-то обратилась только в июле. Значит, в течение четырех месяцев стороны действительно пытались как-то договориться.
Еще один любопытный факт: в ходе журналистского расследования я наткнулся на имя, которое не упоминается ни в одном сообщении. Это Александр Дианов - до лета этого года он занимал должность начальника отдела выставок Минпромторга. Его подпись стоит на итоговом протоколе, отдавшем контракт на организацию ЭКСПО-2012 «Инконнекту». На следующей строке протокола - подпись заместителя Дианова Юрия Богданова. Последний сейчас за решеткой, а Дианов сразу после конкурса переходит в «Инконнект» в качестве замгендиректора. Я дозвонился Александру Дианову. Свой скоропостижный уход в бизнес он комментировать отказался. Но так и просится параллель с лихими 90-ми: братки за крышу ставят в ресторан своего замдиректора, а потом отбирают все заведение. Впрочем, все могло быть и по-другому: Татьяна Садофьева, забрав Дианова к себе, посчитала обязательства выполненными. Но другие чиновники с ней не согласились и потребовали свое.
Если вымогательство со стороны сотрудников Минпромторга действительно имело место, какую роль в нем мог играть Борис Краснов? Ему могли сделать предложение возглавить «Инконнект». Ведь чиновники не имеют права оформить фирму на себя. Вот и пришли к сценографу: «Старик, если эта контора будет продаваться, возьмешь? Они же тебе должны...» Возможно, художник даже согласился, не предполагая, что новый бизнес перейдет к нему против воли хозяев. Но после этого именем и связями Краснова уже козыряли направо и налево, и у следователей были все основания сделать его подозреваемым.
- Борису было стыдно за то, что он попал в такую передрягу, - говорит Иманали Узалов. - Он боялся, что его друзья могут в нем усомниться. И главным его желанием было побыстрее доказать, что он ни при чем. Мы встречались почти каждый день. Он всегда говорил: «Я освобожусь, как только ты приедешь». Мы запирались в кабинете, он даже отключал телефон, что для Краснова дело неслыханное. Он постоянно пытался позвонить следователю: «Вот это надо ему рассказать и вот это». Мне с трудом удавалось убедить его, что есть определенная процедура. Но, к сожалению, до самого инсульта пообщаться со следователем ему не удалось.
«Скорая помощь», операция, искусственная кома... Точно говорят: никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Попади Борис Краснов в СИЗО, может, и не было бы никакого инсульта. А сейчас словно судьба, не дожидаясь окончания следствия, вынесла Краснову свой приговор. Вопрос только: насколько справедливый?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Филипп Киркоров: «Я желаю Боре выкарабкаться»
Перед самым инсультом Борис Краснов закончил оформление шоу Филиппа Киркорова.
- Я от всей души желаю Боре выкарабкаться, - сказал «КП» Филипп Киркоров. - Когда с ним случилась беда, мы все очень переживали. Но я верю, что скоро он поправится, он невероятно сильный человек. И мы увидим прежнего Борю - талантливого, жизнерадостного и фонтанирующего сумасшедшими идеями.
Комментарии