Экономическая система Запада становится опасной для жизни
Арабские революции больше вписаны в мировой, чем во внутриполитический контекст, считает профессор глобальной политики Ньюкастлского университета из Великобритании Барри Джиллс, участник состоявшейся в Москве конференции «Глобальный кризис и альтернативы».
– За красивой риторикой, которую используют западные страны, говоря о демократии и других приятных вещах, – заявил Барри Джиллс корреспонденту «Файл-РФ», – кроются реальные интересы этих стран. Я не исключаю, что в Ливии повторится иракский сценарий, когда будут введены войска США и других западных государств, создан новый политический режим, окажутся востребованными местные консервативные силы. Как показывает исторический опыт, когда одни страны вторгаются в другие, то делают это не для того, чтобы отстоять и укрепить там собственные ценности, а чтобы провести свои интересы.
Барри Джилс.
– Господин Джиллс, проблемы Европы вам, наверное, всё-таки ближе. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние?
– Полагаю, что усилия, которые предпринимают политики и экономисты, борясь с последствиями, а не с причинами, только продлевают и углубляют кризис. Фискальные меры, финансовые вливания приносят кратковременный эффект, поскольку не затрагивают базиса. Деньги из фонда, который призван стабилизировать ситуацию, решать социальные проблемы, используются в совершенно других целях. Это не может не подрывать экономический порядок.
– Совместные усилия России и Евросоюза могли бы поправить дело?
– Это сложный вопрос, потому что ЕС и НАТО с 1990-х годов держат Россию на определённой дистанции. Что же касается совместных усилий в преодолении кризиса, то нам нужна сейчас любая помощь, которая может быть оказана. Экономический провал Европы имел бы трудно предсказуемые последствия. Среди негативных последствий глобализации я бы назвал продолжающуюся концентрацию капитала, которая может ещё больше дестабилизировать ситуацию в экономике; продолжающееся разрушение экологической среды; и наконец – болезнь демократии.
– Как вы оцениваете план создания Евразийского союза, предложенный Владимиром Путиным?
– В целом региональные соглашения ведут к улучшению условий жизни людей, благоприятствуют кооперации. Кроме того, такие образования являются своего рода буфером, смягчают негативные проявления глобализации.
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему вы, выходец из аристократических слоёв, заняли критическую позицию?
– В молодости я читал отчёты Римского клуба, в которых обсуждались вопросы глобального экономического кризиса. Меня заинтересовало, какие пути выхода из него существуют. Так я постепенно пришёл к необходимости утверждения справедливых международных экономических отношений. Сейчас вижу, что те ценности, которые были привнесены западной либеральной цивилизацией, очень ослабли. Люди в отчаянии, потому что не уверены, что государство может обеспечить их работой, социально защитить. Гражданам необходимо объединяться самим, начиная с низов, – искать какую-то идентичность на местном уровне, возвращаться к понятиям справедливости, взаимопомощи.
Мы не можем пока предложить альтернативу капитализму. Но замечено, что люди обретают какую-то надежду, когда ощущают стабильность на низовом уровне. Что касается международных структур, призванных как-то «охранять» экономику, то они заботятся только о себе. Нужно пересмотреть основания и принципы деятельности всей системы. Ныне существующая стала слишком опасной для человеческой жизни.
Считаю, что самая важная реформа, перед которой стоит современный мир – выход за рамки той системы государств, в которой мы ныне существуем, и создание новой, при которой у людей будет больше возможностей для представительства на разных уровнях.
Наша справка:
Международный форум с участием экспертов, представлявших помимо нашей страны Великобританию, Египет, Палестину и Польшу, был организован Институтом глобализации и социальных движений, философско-социологическим факультетом Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Московской высшей школой социальных и экономических наук.
Комментарии
Безмозглые?