Россия смирилась с европейским судом
На модерации
Отложенный
Отношения РФ и суда Совета Европы хороши, как никогда, несмотря на множество жалоб, принимаемых против страны. На этом настаивает приехавший на празднование 20-летия Конституционного суда в России председатель Страсбургского суда. Представители отечественной госсистемы к развитию сотрудничества относятся гораздо сдержаннее.
Международная конференция в честь 20-летия конституционного суда (КС) в России стала площадкой для множества заявлений политического и юридического свойства.
Заявлениями по конференции
Так, председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев использовал свое выступление для постановки вопроса о выведении административного судопроизводства из подведомственной ему системы судов общей юрисдикции и создании кодекса об административном судопроизводстве.
Министр юстиции Александр Коновалов рассказал о своем одобрении курса президента Дмитрия Медведева с его идеей "большого правительства" и необходимости введения уведомительной регистрации некоммерческих объединений, в том числе и партий.
А председатель КС Валерий Зорькин пояснил Fistnews, что не желает сейчас расширения полномочий Конституционного суда до рассмотрения проблем в праве по своей инициативе, а не дожидаясь обращения граждан и запросов госорганов.
Все лучше и лучше и лучше
Зарубежные гости также не преминули воспользоваться встречей для комплиментарных заявлений политического свойства. Председатель европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Жан-Поль Коста отметил, что отношения России и европейского суда резко улучшились, правда, если судить по внешним факторам.
"Не буду скрывать от вас: несколько лет назад у нас были довольно сложные отношения с РФ. Но за последние два-три года эти отношения улучшились", - рассказал Жан-Поль Коста.
Занесение в протокол Протокол №14 к Европейской конвенции о защите прав человека позволил реформировать систему ЕСПЧ. Россия была последним государством-членом Совета Европы, которое блокировало осуществление реформы.
Как настоящий судья действующий председатель ЕСПЧ, который уйдет в отставку 3 ноября из-за достижения предельного возраста, не оставил заявление голословным и привел доказательства. В прошлом году Россия ратифицировала 14 протокол Европейской конвенции о защите прав человека.
Вторым доказательством стремления России сотрудничать с ЕСПЧ, по мнению председателя, является "непрерывной поток судей, адвокатов, нотариусов, которые практически еженедельно посещают Европейский суд, пытаясь перенимать его опыт".
"Последний пример - Россия прислала за свой счет в сентябре 20 квалифицированных юристов, которые будут разгребать завалы российских жалоб", - отметил Жан-Поль Коста.
Председатель ЕСПЧ признался, что был бы счастлив, если бы каждое государство "проявляло такую сознательность".
Прагматика без политики
Российские представитель от превосходных степеней в оценке отношений и их перспективы отказались. Министр юстиции Александр Коновалов отметил, что не возлагает больших надежд на смену председателя ЕСПЧ в аспекте отношений с Россией.
"Мы рассчитываем на технологичный подход к работе. В этом смысле я вижу не столько улучшение, сколько прагматизацию. Я рад, что в последние годы все больше признаков перехода в строго юридическое поле взаимоотношений между Россией и Европейским судом", - подчеркнул министр.
Как в эту прагматику вписывается находящийся в Госдуме законопроект сенатора Александра Торшина о приоритете национальной правовой системы, министр прокомментировал осторожно, отметив понимание европейских коллег, что политики в России вправе "предлагать разные радикальные точки зрения".
Симфония без унисона и гармония без какофонии
В оценке взаимодействия национальных судов и ЕСПЧ председатель КС Валерий Зорькин и глава Страсбургского суда Жан-Поль Коста использовали музыкальные метафоры.
Валерий Зорькин в этот раз от прямой критики ЕСПЧ за отсутствие учета специфики правовых систем государства отказался. Он лишь отметил, что должен быть не унисон, а симфония, так как "прямая линия на осциллографе известно, что означает".
Жан-Поль Коста, в свою очередь, подчеркнул, что полная гармония невозможна, но следует избегать хотя бы какофонии. Покидающий пост председатель ЕСПЧ оставил "юридическое завещание", еще раз настояв на диалоге, дополнительности, а не конкуренции систем и призвав бороться с недостаточностью механизмов
Комментарии