Эхо двух мировых войн заставляет дрожать весь Новосибирск

На модерации Отложенный

24 октября губернатор Василий Юрченко потребовал прекратить взрывы старых  артиллерийских боеприпасов на Шиловском полигоне. Грохот взрывов более года с  разной степенью интенсивности тревожит Новосибирск и окрестности, особенно  обитателей сел Ярково, Верх-Тула, а также Ленинского, Кировского и Советского  районов, однако в течение последнего месяца взрывы стали настолько интенсивными, что их чувствовали даже в Калининском районе. Военные, сорвавшие срок (сначала  они обещали закончить взрывы 21 октября, теперь 10 ноября) на слова губернатора  внимания не обращают и продолжают действовать, руководствуясь приказом  Министерства обороны.

Кампания по уничтожению старых снарядов  стартовала еще в марте 2010 года. На полигоны Шиловский (левый берег Оби, напротив Бурмистрово) и Юргинский (в Кемеровской области) — единственные в  Западной Сибири, пригодные для утилизации боеприпасов — из различных сибирских  арсеналов свезли снаряды разной степени древности. Некоторые из снарядов были  созданы во времена Великой Отечественной, и были даже морские мины времен Первой  мировой войны.

Просроченные боеприпасы могут самопроизвольно взорваться, такие случаи уже в Шилово были. Например, 22 июля 2011 года при транспортировке  снарядов на автомобиле сработал маршевый двигатель 122-миллиметрового  реактивного снаряда — боеприпас взорвался на расстоянии 500 метров от  автомобиля, повредив кисть рядовому Степану Бабушкину.

Несмотря  на то что в Новосибирске есть промышленные мощности для утилизации снарядов, способ избавиться от них выбрали наиболее дешевый — просто взорвать.

Прошлой осенью взрывы вызвали бурное недовольство жителей соседних с  полигоном поселков, у которых в фундаменте домов образовались трещины, а окна  звенели. Эксперты-сейсмологи тогда объяснили возникновение трещин не  сейсмическими толчками, а воздействием инфразвуковой волны, что не сильно  успокоило пострадавших. В декабре член Общественной палаты РФ Надежда Вавилина  обратилась в Министерство обороны и попросила разрешить конфликтную ситуацию. По  ее словам, на время ситуация улучшилась — взрывы стали не такие сильные и  громкие, — однако нынешней осенью все возвратилось на круги своя: толчки  почувствовали жители даже таких отдаленных от Шилово районов, как Калининский и  Октябрьский.

При  этом военные сорвали обещанные сроки: вместо обещанного 21 октября конец взрывов  теперь намечен на 10 ноября.

Сложившаяся ситуация послужила  поводом для резкого заявления губернатора Василия Юрченко, 24 октября  потребовавшего немедленно прекратить взрывы.

С похожим обращением одновременно  выступил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, повелев разобраться с  Юргинским полигоном.

Юрий Сивохин, начальник отдела информационной  безопасности 41-й армии (дислоцирована в Центральном военном округе), призвал не  торопить события:

«Если  никто не будет мешать нам закончить, чтобы не подвергать опасности мирных  граждан и военнослужащих, то мы закончим своевременно. К чему эта суматоха и  кому она выгодна, мне не ясно».

Согласно всероссийской программе  утилизации взрывы боеприпасов будут продолжаться еще два года. Господин Сивохин  сообщил, что в этом году взрывать перестанут 10 ноября (отдельные, не столь  масштабные взрывы будут производиться до 20-х чисел ноября), а о планах на  следующий год ему пока неизвестно.

Срыв сроков по утилизации Сивохин  объяснил тем, что все силы Министерство обороны бросило на учения «Центр-2011» (показательное мероприятие по подавлению внешнего врага и внутренних  противников, мятежников и террористов, высоко оцененное президентом Медведевым), дополнительные меры безопасности и переквалификацию кадров (из-за ЧП в Удмуртии, где на арсенале случился пожар и взорвались боеприпасы).

Тем  временем жители села Ярково изнемогают от взрывов. «Уши закладывает каждый день  по четыре раза, — восклицает Михаил Косовой, директор местной школы № 3.

— Нашим детям я не могу объяснить, что это не война и не  землетрясение. Они боятся, действительно. Да и я, честно говоря, тоже. Живу  прямо рядом с полигоном, и мысль возникает часто: три войны прошел, меня не  убило, а тут того и гляди зданием завалит. Я живу на 5-м этаже, а качает чем  выше, тем больше».

Эксперты считают, что взрывы просроченных снарядов — простой, но не лучший способ решения проблемы. «Это варварский метод утилизации, — возмущается председатель совета директоров Новосибирского патронного завода  Александр Осадчий.— Если власти хотели бы поддержать промышленность, то отдали  бы снаряды промышленности — порохи, к примеру, пошли бы на переработку». С этой  мыслью согласен депутат Госдумы Анатолий Локоть: «В старых снарядах есть и  драгметаллы, и порох, которые можно использовать. Но проблема не только в этом. Вот взрывают старые снаряды, а новых нет. Раньше их изготовляли на таких  предприятиях, как «Сибсельмаш» или «Луч». Сейчас госзаказов по оборонке нет, и  эти предприятия стоят».