Инновации: "галимый пиар" или модная тема?

"У нас тут выборы всякие будут: и такие, и сякие – поэтому все модернизационные проекты свернуты, речь идет только о таком галимом пиаре, которым занимаются, естественно, все политические силы", - подвел итог прочитанных в среду утром газет российский президент Дмитрий Медведев, выступая на форуме нанотехнологий в Москве.

Очевидно, что расстроила президента Медведева статья в газете "Ведомости", в которой журналисты предположили, что финансирование проектов по модернизации сокращается с 71,5 млрд рублей в 2012 году до 27,8 млрд рублей в 2013 году, включая и финансирование "Сколково"- с 22 млрд рублей в 2012 году до 17,1 млрд в 2013 и 2014 годах.

Не меньше президента расстроила эта публикация и главу фонда "Сколково" бизнесмена Виктора Вексельберга, который поинтересовался в начале своего выступления, присутствует ли автор публикации в зале форума.

Вексельбергу не ответили, и он поспешил заверить всех участников, что информация о сокращении финансирования - "вранье". "Нам обещано на ближайшие три года 170 млрд рублей!", - заявил бизнесмен.

В масштабах страны такие цифры звучат внушительно, оговорился затем Вексельберг, однако на деле, чтобы реализовать все проекты, их не хватает. Например, в 2010 году Франция потратила на поддержание инновационных проектов 40 млрд евро.

В развитых странах на финансирование инновационных проектов уходит по 4 - 5% от ВВП, а в России пока только 2%.

"Нам денег не надо!", - утверждал Виктор Вексельберг.

"Если бы, как в ЕС, поставили бы требования перед компаниями, что требования по альтернативной энергии - 20%, тогда было бы другое дело", - предложил глава "Сколково".

MIT в Сколково

Иностранные гости считали, что потребность в инновациях - вторая после еды

Для Дмитрия Медведева, который стал главным "лоббистом" идеи модернизации в России, форум по инновациям был, наверное, знаковым, так как в ближайшие двенадцать лет он его в качестве президента посещать не будет, шутили в кулуарах форума.

"Экономическую модернизацию без политической возможно начать, - сказал глава акционерного общества "Роснано" Анатолий Чубайс. - Но завершить - нельзя".

Сам Медведев, не отрицал, что "модернизация – это модная тема, и на ней можно получать и политические дивиденды".

Каждый, кто получал право голоса у президиума на форуме, спешил напомнить, что дивиденды - будь то политические или экономические - придут не сразу.

Например, Эдвард Кроули - президент Сколковского института науки и технологий, который фонд "Сколково" создает вместе с Массачусетским технологическим институтом, - попросил журналистов не переживать, если в течение ближайших месяцев не будет конкретных результатов.

Массачусетский институт является мировым лидером по подготовке ученых в области высоких технологий. В советское время академик Петр Капица пытался создать на базе МФТИ (Московский Физико-Технический Институт) его российский аналог. В 1934 году был основан Институт физических проблем, который готовит фундаментальных ученых.

В Сколковском институте будут учиться только аспиранты, объяснил Вексельберг. Он будет финансироваться из государственного бюджета, а также за счет частных компаний. Однако от ответа на вопрос о том, сколько за институт заплатит государство, бизнесмен уклончиво ушел, сказав, что за те обязательства, которые взял на себя Массачусетский институт, Сколково заплатило "очень дешево".

"Мы создадим фонд целевого капитала для университета с объемом от 500 млн до одного млрд долларов", - сказал Вексельберг.

Есть ли спрос на инновации

То, что в 30-е годы прошлого века не удалось Петру Капице, смог сделать в 2000-е Виктор Вексельберг

Если российских инноваторов больше волновал вопрос о финансировании проектов и появившейся информации о его сокращении, то носителей западного опыта куда больше, казалось, волновало почему их российских коллег это так волнует